Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев запустил новый тренд взаимодействия с горожанами и подчинёнными. "Выйдя из кабинета", он вошёл в народ через собственные аккаунты в Fb и Instagram. За Развожаевым в соцсети потянулись и другие чиновники правительства, которых там не было. Эксперты отмечают, что уровень такого взаимодействия новый для Севастополя, но для других регионов – далеко не уникальный. Кроме того, общение через соцсети необходимо использовать одновременно с традиционными методами формирования внутренней политики, сообщает ИА SevastopolMedia.
Развожаев начал службу в новой должности в Севастополе, напрямую выйдя к будущему избирателю именно через Facebook и Instagram. Первые несколько дней журналисты узнавали о деятельности, встречах, мыслях и первых впечатлениях врио губернатора только из его постов. Во многих записях чувствуется его стиль общения, что говорит о том, что тексты пишет либо он сам, либо наговаривает помощнику.
Одно сообщение врио губернатора набирает в среднем больше сотни комментариев. Кто-то благодарит за то, что обратили внимание на проблему, кто-то даёт наводку на десяток похожих проблем. Читая комментарии, создаётся впечатление, будто в Севастополе за пять лет вообще ничего не было сделано. Хотя это не так.
Спустя почти месяц после назначения "слежка" за сообщениями врио и комментариями к ним в Facebook и Instagram внезапно стало обязанностью и чиновников.
Михаил Развожаев настойчив и в том, чтобы с обращающимися в органы исполнительной власти через социальные сети ответчики-чиновники вели себя подобающе. В конце прошлой недели, например, врио в своем аккаунте в Instagram извинился за сотрудника департамента по имущественным и земельным отношениям (ДИЗО).
— Сотрудники ДИЗО позволили себе хамский выпад в адрес человека в соцсетях. Это недопустимо. Я всегда подчёркиваю, что соцсети – это важнейший канал коммуникации с людьми. С людьми нужно разговаривать. И, если нужно, и 25 раз объяснять непростые ситуации. Простым человеческим языком. Приношу извинения за сотрудника ДИЗО, – написал врио губернатора.
19 августа в ходе аппаратного совещания Развожаев уже напрямую обратился к руководителю ведомства, чтобы тот объяснил произошедшее. Исполняющий обязанности директора департамента Рустэм Зайнуллин ответил, что запустили служебную проверку и добавил, что "все решения дисциплинарного характера будут приняты".
9 августа в ходе заседания правительства Севастополя Михаил Развожаев вначале попросил чиновников докладывать на простом языке (не по птичьи), а затем и вовсе обратился к и.о. директора департамента городского хозяйства Михаилу Тарасову, чтобы тот смотрел за его публикациями в соцсетях и соответствующим образом реагировал на проблемы.
Сам Тарасов в соцсетях не столь активен, как его шеф. Большую часть записей на странице в Facebook составляют сообщения других пользователей, которые отмечают Тарасова, чтобы тот обратил внимание на сообщение. Посты, которые всё же связаны с деятельностью горхоза, публикует помощник главы департамента. В этих сообщениях чаще всего говорится о заслугах ведомства, о заседаниях, круглых столах либо о проведении мероприятий, которые с решением текущих проблем жителей никак не связаны.
29 июня в публикации помощника говорится, что Михаил Тарасов принял участие в общегородской зарядке в парке им. Ахматовой. В записи от 28 июня говорится, что "В Севастополе на 90% завершены мероприятия текущего года по обустройству детскими и спортивными площадками, а программа конкурса "Самый дружный двор-2019" выполнена наполовину".
На текущий момент в аккаунте Тарасова в Facebook 2545 друзей. У Развожаева в пять раз меньше.
В ведении страницы главы горхоза не чувствуется человеческого подхода. Чего не скажешь о сообщениях некоторых и.о. заместителей губернатора и других членов севастопольского правительства.
И.о. вице-губернатора Мария Литовко, один из лидеров России, вероятно почувствовав тренд, зарегистрировалась в Facebook, Instagram и Vk. Свою первую запись она сделала 2 августа, в которой рассказала о насыщенных выходных, о праздновании Дня ВМФ РФ. Госпожа Литовко поздравила "всех причастных", добавив, что ей "было очень гордо за наш великий флот!".
Записи выглядят достаточно официально, как отчёты, чувствуется, что пишет чиновник. Даже в сообщениях, не связанных напрямую с профессиональной деятельностью (фестиваль оперы и балета "Херсонес", байк-шоу, спектакль "Грифон" и др.), трудно увидеть живое отношение к происходящему, простой человеческой эмоции.
Ссылки на аккаунты в соцсетях Марии Литовко. Фото: Страница Марии Литовко в Facebook
В сообщении от 17 августа Литовко всё же признаётся, зачем завела и ведёт социальные сети.
— Здравствуйте, уважаемые жители и гости Севастополя. Данный аккаунт я веду недавно, создан он для получения информации и возможности обратиться с проблемами, для того, чтобы услышать ваше мнение, – написала она в Facebook.
И перечислила иные способы с ней связаться: электронная почта правительства, электронная приёмная правительства, отдел по обращению граждан, личный приём.
После чего в этом же сообщении добавила, что "хамства, оскорбления и ложь я не допускаю, за что буду блокировать". Видимо, за полмесяца ведения соцсетей единственная женщина в правительстве Севастополя получила негативный опыт взаимодействия с подписчиками.
На текущий момент в её аккаунте в Facebook 299 друзей.
Традиционно активен в социальных сетях и.о. вице-губернатора Севастополя Иван Кусов. Ни частота постов, ни тематика, ни тон, ни их стилистика не изменились с появлением врио Развожаева и направлениями в коммуникациях, которые тот задаёт.
А активность исполняющего обязанности директора департамента здравоохранения Сергея Шеховцова в Facebook стала проявляться совсем недавно. И, по предположению ряда экспертов, пока это самое грамотное ведение аккаунта.
Например, на одном из совещаний Развожаев сделал резкое высказывание в сторону заместителя главного врача больницы №5, известной севастопольцам как Детский комплекс. Врио просил санкций к замдиректору больницы в связи с тем, что тот допустил выкорчёвывание деревьев на территории больницы. В тот же день на странице и.о. директора департамента здравоохранения в Facebook появилась запись, в которой господин Шеховцов комментировал произошедший инцидент, чем, по сути, гасил негативную повестку.
— Сегодня лично проинспектировал работы, обошёл с подрядчиком всю территорию. Выяснил, что удалены только пни и сухостой: этого требуют правила пожарной безопасности; помимо того, "здоровым" деревьям будет легче. Строительная техника немного задела поверхностную корневую систему, но на рост сосен (которые, к слову, сажали сотрудники больницы) это не повлияет, – написал Шеховцов.
Как и в случае с Развожаевым, в постах главы здравоохранения чувствуется личность.
На текущий момент на странице в Facebook у Шеховцова 636 друзей.
Фотография на странице Рустэма Зайнуллина в Facebook. Фото: Страница Рустэма Зайнуллина в Facebook
На странице в Facebook Рустэма Зайнуллина есть открытая для всех запись. Это опубликованная в 2011 году фотография, на которой запечатлён, судя по всему, сам господин Зайнуллин. Снимок сделан на одном из экзотических курортов.
Также всего одна запись открыта на станице Facebook и.о. директора департамента аппарата губернатора Андрея Демидова. Сообщение сделано в 2016 году. Это снимок силуэта летящего самолёта, который запечатлели сквозь стекло, усыпанное множеством капель. У Демидова 189 друзей в соцсети.
И.о. директора департамента по территориальному развитию Валентин Демидов присутствует в Facebook, но активности в социальной сети не проявляет.
То же самое можно сказать про главу департамента архитектуры Александра Моложавенко, главу капстроя Сергея Смирнова, главу департамента сельского хозяйства Дмитрия Чумакова иглаву департамента общественных коммуникаций Глеба Шагуна.
Зарегистрированы в соцсетях начальник главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников (572 друга в Facebook), начальник главного управления информатизации и связи Анастасия Ромась (589 друзей в Facebook), глава госжилнадзора Дмитрий Яньков (687 друзей в Facebook), начальник управления по делам молодёжи и спорта Сергей Резниченко (912 друзей в Facebook), начальник главного контрольного управления Ольга Волосенко (435 друзей в Facebook), начальник управления обеспечения деятельности мировых судей Иван Зровка (693 друга в Facebook), а также начальник главного управления природных ресурсов и экологии Сергей Самойлов.
Почти все аккаунты неактуальны.
Кроме того, в социальных сетях существуют и ведут активную деятельность отдельные ведомства. Известен аккаунт департамента транспорта в Instagram. Департамент образования и департамент сельского хозяйства присутствуют в Facebook в виде страниц. Первый активность почти не проявляет, второй проявляет, но информация, которая публикуется на странице имеет скорее сухой отчётный характер.
Говоря о социальных сетях и коммуникациях с жителями города, стоит упомянуть и группу "На связи" в "Вконтакте". Группа была создана в середине апреля, и изначально называлась "На связи губернатор Севастополя", но после отставки Овсянникова была переименована. На текущий момент в группе состоит почти 3,9 тысяч пользователей. На главной странице закреплена запись, где указаны ссылки на аккаунты врио губернатора в Instagram и Facebook. Помимо записей от имени самого сообщества на главной странице для обращений жителей создано четыре страницы с обсуждениями, в одну из которых – "Сообщение губернатору" – пишут пользователи, обращаясь со своими жалобами в органы исполнительной власти. Отвечают жителям, кроме администрации группы "На связи", аккаунты, связанные с различными ведомствами Севастополя: СевАвтодор, департамент городского хозяйства, ГБУ "Парки и скверы", инспекция труда, департамент капитального строительства и другие.
В том, что социальные сети – лишь часть коммуникации, которую надо налаживать с населением города, с общественностью, уверен и севастопольский политтехнолог Сергей Михайлюк. Так, по его словам, "уход в одно "управление телефоном" не решит многочисленные проблемы" региона.
— Помимо виртуальной реальности, есть ещё и повседневная бюрократическая действительность, со всеми её сложностями. Присутствие в социальных сетях врио – это пока ещё необходимый косметический ремонт проблем города, за которым должен следовать капитальный. Последует ли? По крайней мере по содержанию постов – да, как будет с формой, время покажет, – сказал Михайлюк.
И добавил, что чтобы создавать информационную повестку, "проект одними социальными сетями не закроешь".
— Это работа комплексная, позиционирование на традиционных площадках. Собственно, то, чем и должны заниматься связи с общественностью, как и так называемая "внутренняя политика". Одними соцсетями губернатора информационные редуты правительства не отстоять, – уточнил Михайлюк.
Кроме того, он рекомендовал всем главам департаментов завести аккаунты в социальных сетях, "чтобы перевернулась пирамида классовости в их сознании".
— Ведь часто подведомственные чиновники любят купировать проблемы горожан, скрывать, не предавать остроты, многим чиновникам с кабинетного режима виднее, в их понимании, какие есть проблемы актуальнее: личностные зачастую в приоритете (штатное расписание, бюджет ведомства) над общественными, – подчеркнул политтехнолог.
соорганизатор "Тихоокеанского дискуссионного клуба", политолог
Автор фото: Пушкина Юлия Вячеславовна
Вообще тренд на присутствие чиновников в социальных сетях нельзя назвать новым явлением. Ещё в 2011-2012 годах главы отдельных субъектов демонстрировали таким образом информационную открытость, подражая действующему президенту Медведеву. На тот момент аккаунты руководителей субъектов показали себя как эффективный канал обратной связи и действенный способ канализации негатива жителей. Сейчас же от глав субъектов и их подчинённых буквально требуют выйти в социальные сети, причём им необходимо не формальное присутствие, а живой диалог с пользователями и отработка проблемных ситуаций. Как мне известно, подобные рекомендации от администрации президента получили буквально все регионы ещё в прошлом году. Конечно, не каждый руководитель региона или его команда способны качественно вести аккаунты, зачастую все скатывается к банальной имитации присутствия - публикациях в стиле пресс-релизов и сотням "лайков" и комментариев от ботов.
Однако в целом я позитивно воспринимаю эту практику. Она увеличивает количество точек контакта чиновников с населением и зачастую способно ускорить решение волнующих общество проблем.
руководитель "Политической экспертной группы"
Автор фото: Фото со страницы Константина Калачева в соцсетях
В том, чем занимается в данном контексте врио губернатора Севастополя, нет ничего уникального, для России это не ново. В частности, подобная ситуация уже несколько лет складывается в Ульяновской области. Из активных в сетях глав регионов можно выделить Айсена Николаева (глава Якутии), Рамзана Кадырова (глава Чечни), Рустама Минниханова (президент Татарстана), Андрея Воробьева (губернатор Московской области), Александра Бречалова (глава Удмуртии и коллега Развожаева по ОНФ – прим. ред.). В России регулярно пользуются интернетом свыше 70 процентов граждан. Так что с аудиторией проблем нет. Но соцсети и мессенджеры – это лишь один канал коммуникации. Инструментарий взаимодействия меняется, однако для части пожилых людей актуальными остаются традиционные каналы.