В вопросе реализации многомиллиардного проекта реконструкции Балаклавской бухты было бы не лишним провести общественные слушания, на которых жители смогут задать волнующие их вопросы, которых действительно много. В этом уверена депутат и председатель комитета по экономике Законодательного Собрания города Севастополя Татьяна Лобач. Об этом и многом другом законодатель рассказала в интервью корр. ИА SevastopolMedia.
Татьяна Георгиевна, в конце прошлого года на своей пресс-конференции руководитель "Корпорации развития Севастополя" Олег Николаев, отвечая на вопросы журналистов, дал понять, что одна из причин того, что в город до сих пор не вошёл ни один крупный инвестор, является отсутствие закона о критериях предоставления земельных участков на безконкурсной основе. Как вы считаете, насколько такие заявления отвечают истинному положению дел?
— Я не буду сейчас обсуждать деятельность Николаева, но мы все знаем, что под Индустриальный парк выделена земля. Но что-то я не вижу ни одного субъекта хозяйственной деятельности, который бы на существующих площадках начал заниматься производственной деятельностью. Лучше не ждать какого-то нового закона о выделении участка земли без конкурса, а использовать те ресурсы, которые уже есть. В прошлом году был реализован лишь один земельный участок в результате проведения торгов. Один. А их, оказывается, было сформировано гораздо больше. О чём это говорит? Может, инвесторы не хотят приходить в Севастополь по каким-то другим причинам? Инвесторы приходят в регионы, где всё стабильно. И нам нужно стремиться к достижению стабильности.
Когда на заседании комитета по экономике обсуждался законопроект о критерии предоставления земли без торгов под реализацию инвестиционных проектов, имелись ли в виду какие-либо конкретные проекты?
— Нет. Я завтра на пленарном заседании буду просить докладчика по данному законопроекту, директора Департамента экономического развития Элимдара Ахтемова привести примеры предприятий, работающих по направлениям, охваченным проектом закона. Думаю, что привести пример уже существующих предприятий не составит труда. Я считаю, что закон о критериях надо принимать в первом чтении, установить максимально длительный срок поправок. Пусть это будет два месяца. И за этот период времени провести совещания, круглые столы с бизнесом, запросить сведения из налоговой.
Если в Балаклаве планируется сделать открытую набережную, то представители бизнеса понимают, что ряд объектов будет подлежать сносу. Фото: Руслан Микаилов ИА SevastopolMedia
Руководитель приоритетного проекта "Балаклава" Мария Литовко в середине февраля заявляла, что встречалась в Балаклаве с жителями района и представителями бизнеса, и на этих встречах происходило обсуждение данного проекта. Скажите, пожалуйста, принимал ли ваш супруг, как владелец ресторана "Татьянин мыс", участие в этих встречах?
— Хороший вопрос. Мой муж не принимал участие в этих встречах. Я, как уже говорила раньше, считаю, что такой большой инвестиционный проект, в который вкладывают огромные средства, должен обсуждаться с жителями Балаклавы. Не только с представителями бизнеса. Балаклава – это соль земли. Там ничего не утаишь. Всё равно, так или иначе, информация будет распространяться. Так вот, чтобы она распространялась в правильном формате и была максимально объективной, не надо бояться слушаний. Пускай это будут нелицеприятные вопросы у кого-то, но они должны быть заданы, и на эти вопросы люди должны получить ответы. Потому что если мы делаем яхтенную марину для балаклавцев, для севастопольцев, именно они и должны задавать эти вопросы. Потом будет поздно. И если ещё можно внести те или иные коррективы в проект, пожелания, то надо предоставить возможность сделать это.
Если говорить с точки зрения бизнеса, я понимаю, что есть две позиции. Позиция собственника имущества и позиция государства. Сейчас необходимо принимать новые условия. Если в Балаклаве планируется сделать открытую набережную, то представители бизнеса понимают, что ряд объектов будет подлежать сносу в рамках реконструкции.
"Татьянин мыс" – это часть моей жизни. Мне, как и иным предпринимателям, сложно свыкнуться с мыслью, что объекты снесут. Но ничего. Если ты не способен меняться, значит, ты не способен воспринимать действительность.
Ты либо меняешься и идёшь дальше, либо выпадаешь из обоймы. Будем меняться вместе с Балаклавой. Единственное, чего бы не хотелось, так это того, чтобы реконструкция проходила как установка детских площадок и благоустройство парков в Балаклаве. Начали и не закончили.
Татьяна Георгиевна, сейчас в рамках утверждённой схемы установки рекламных конструкций в Севастополе идёт процесс демонтажа этих объектов. Скажите, пожалуйста, обращались ли к вам рекламисты с обращениями как-либо повлиять на процесс?
— Как ни странно, по сносу нестационарных торговых объектов (НТО) было большое количество обращений, мы проводили круглые столы, а вот относительно сноса рекламных конструкций ко мне не обращались. Абсолютно никто.
Балаклава – это соль земли.. Фото: ИА SevastopolMedia
В той же Балаклаве и в центре Севастополя на набережной Корнилова, рядом с "Дельфинарием" сносили НТО, где реализовывали сувенирную продукцию. Прокомментируйте, пожалуйста, вашу позицию по этому поводу.
— Что касается сувенирного направления, то в местах, куда будут приходить экскурсионные автобусы, на мой взгляд, необходимо создавать площадки, как центры притяжения туристов. Может, не просто площадки, а целый туристический город. Город мастеров. И это должны быть народно-художественные промыслы, визитная карточка города Севастополя. Считаю, что производителям сувенирной продукции нужно предоставить площадку, а они самостоятельно объединятся в ассоциацию, которая сможет эффективно взаимодействовать с властью и решать конкретные вопросы, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности. Я понимаю, что надо наводить прядок, но 14 тысячам предпринимателей надо предоставить альтернативу.
Какие наиболее важные, по-вашему, для города законодательные инициативы вы планируете обсуждать на заседаниях комитета по экономике в ближайшее время?
— Я уже частично коснулась этого вопроса. Это закон о народно-художественных промыслах. И ещё закон, который у нас время от времени всплывает в повестке. Это закон об инвестиционной деятельности. Вот кого мы считаем инвестором, и какие виды помощи может получить инвестор, который приходит в город Севастополь? Это два основных направления, которыми я планирую заняться.