Когда-то их цитировали на каждой кухне, смотрели по видеокассетам всей семьёй, а отдельные реплики становились частью фольклора. Сегодня же эти ленты включают скорее из ностальгии или в попытке понять, чем жила страна в 90-е. Мы вспомнили три фильма, считавшиеся в своё время настоящим культурным явлением, но теперь вызывающие скорее смущение, чем былой восторг.
"Любить по-русски" (0+)
В начале 1990-х эта картина воспринималась как глоток правды: простой народ, фермеры, борется с коррумпированными властями и криминалом — зрители сочувствовали и сопереживали. Классическая смесь: несправедливость, кулачные бои, романтика и бурные страсти. Никита Джигурда тогда ещё не стал интернет-мемом, а играл с серьёзным лицом.
Сегодня фильм кажется странным миксом из лобовой морали, крепких выражений и чрезмерной откровенности, от которого становится неловко. Тематика — за справедливость, подача — чересчур прямолинейна и неуклюжа. Последующие продолжения картины лишь усилили ощущение абсурда: когда-то это смотрели на полном серьёзе, теперь — скорее в шоке, что это действительно снимали.
"Про бизнесмена Фому" (12+)
Эта комедия — концентрат постперестроечной эпохи: простой сельский мужик, роль которого исполнил Михаил Евдокимов, решает заняться предпринимательством и строит… общественный туалет возле памятника Ленину. Да, именно он — ключевая "инвестиция" всей истории. А дальше — криминал, советские привычки и обильные возлияния.
Сейчас лента воспринимается как странный винтажный экспонат: сатирическая задумка есть, но воплощение — утонуло в клише и плоском юморе. Пьяные диалоги, гротескные герои, насмешки над советской повседневностью — всё это утомляет, а не веселит. То, что казалось "смелым юмором" 90-х, сегодня выглядит как шоу категории "странности отечественного кино".
"Ширли-мырли" (18+)
В своё время фильм был хитом: гигантский алмаз, шальная смена образов, 12 (!) братьев-близнецов и бешеный темп происходящего. Смех звучал в залах почти непрерывно. Но, увы, многое изменилось.
Сегодня это кино смотрится как сборник устаревших и откровенно неловких шуток, где национальные стереотипы, гендерные клише и грубый юмор льются как из ведра. Атмосфера напоминает затянувшийся капустник, где границ дозволенного будто не существовало. Некоторые актёры из фильма позже старались не упоминать этот проект — и понятно почему: то, что раньше вызывало хохот, теперь вызывает разве что кринж.
По материалам дзен-канала "Ностальгия по СССР и 90-м" (12+).