26 марта 1962 года в Москве состоялась премьера художественного фильма Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими" (12+). Эта лента не только стала знаковым этапом в карьере Юрия Никулина, но и вызвала широкий общественный и профессиональный резонанс. История её создания была непростой и во многом символичной для советского кинематографа того времени.
Изначально на главную роль Кузьмы Иорданова был приглашён Василий Меркурьев. Известный актёр с интересом отнёсся к предложению, но отказался от участия в проекте по личным причинам. Постоянные театральные выступления в Ленинграде, проблемы со здоровьем и нежелание часто ездить в Москву сделали участие в съёмках невозможным. Меркурьев предложил перенести производство на "Ленфильм" и даже нашёл подходящую деревню для натурных сцен неподалёку от своей дачи, однако перенос всей съёмочной группы из Москвы оказался нереалистичным по финансовым и организационным причинам.
До начала съёмок оставалось всего две недели, а утверждённого исполнителя главной роли всё ещё не было. Кулиджанов провёл кинопробы с десятками актёров, среди которых выделялся Борис Андреев. Тем не менее режиссёр продолжал сомневаться в выборе.
Случай, как это нередко бывает в искусстве, сыграл решающую роль. Во время визита в цирк со своими детьми Кулиджанов обратил внимание на выступление клоуна Юрия Никулина. В комедийной маске артиста режиссёр неожиданно увидел образ Иорданова — человека внешне комичного, но внутренне надломленного и несчастного. После представления он пригласил Никулина на роль, предложив за два дня ознакомиться со сценарием.
Хотя Никулин поначалу колебался, признавая, что не уверен в своих силах, Кулиджанов убедил его, настояв на том, чтобы артист не играл, а жил на экране жизнью своего героя. В итоге Никулин согласился — это стало его первой серьёзной драматической работой и первой главной ролью в кино.
Съёмочный процесс включал нестандартные решения. Один из запомнившихся эпизодов — сцена с выброшенной стиральной машиной — был снят в реальном подъезде московского дома. Для сцены использовались настоящие стиральные машины с извлечёнными моторами. По настоянию звукооператора один из дублей сняли даже с работающим мотором ради более естественного звучания.
После выхода на экраны фильм подвергся резкой критике. Многие режиссёры и критики сочли ленту неуместной: им не нравилось изображение тунеядца в качестве главного героя. Режиссёра обвиняли в искажении советской действительности и отсутствии положительного посыла. Среди недовольных был, в частности, Марк Донской, назвавший картину "фантазией ни о чём", а Никулина — клоуном, заблудившимся в кино.
Однако автор фильма видел в нём другое. В интервью Лев Кулиджанов подчёркивал, что его цель — показать возможность нравственного пробуждения даже у тех, кто оказался на самом дне. Он надеялся, что история Кузьмы Иорданова может стать толчком к переосмыслению жизни хотя бы для одного зрителя, а значит, фильм достиг своей цели.
1962 год был насыщен успешными премьерами: "Человек-амфибия" (6+), "Гусарская баллада" (6+), "Девчата" (0+), "Девять дней одного года" (0+) и другие получили широкую популярность. На этом фоне картина Кулиджанова не попала в первую десятку по кассовым сборам, но всё же обогнала более тридцати других фильмов, в том числе такие известные работы, как "Иваново детство" и "Королева бензоколонки".
Несмотря на противоречивый приём в СССР, фильм был замечен на международной арене. По решению министра культуры Екатерины Фурцевой "Когда деревья были большими" был представлен на Каннском кинофестивале, что стало важным признанием значимости картины за пределами страны.
По материалам дзен-канала "Cinema" (12+).