Крым и Севастополь переживают пиковые кризисные значения в отрасли грузоперевозок. Уже второй год по всей стране банки арендуют гектарные площади для парковки большегрузов тех владельцев, кто не справился с доступным лизингом. Полуостров в большей степени задел негативный тренд из-за географического положения. О причинах просадки транспортной логистики и необходимых мерах для сокращения тормозного пути грузового транспорта корр. ИА SevastopolMedia рассказал владелец профильной севастопольской компании Евгений Сокол.
По его словам, больше четверти перевозчиков могут свернуть деятельность в текущем году.
"Лет пять назад при доступном кредитовании на рынок хлынуло много некомпетентного народа. Банки давали лизинг непроверенным компаниям без первого взноса. Все это привело к перегреву в отрасли. После поднятия Центробанком ключевой ставки в 2024 году непрофессионалы оказались не в состоянии выплачивать лизинг. При входе в бизнес люди просто не учли все риски, например того, что финансовые институты никогда не уходят в минус и автомобили попросту конфисковывают", — прокомментировал предприниматель.
Прошлогоднее падение рубля и рост ключевой ставки привели к снижению спроса на логистику. Рынок обвалило дорогостоящее кредитование, уменьшение количества грузов и параллельный рост издержек, пояснил Сокол.
"С 2022 года мы были вынуждены пересесть на китайский автопром, с которым мало кто был знаком. То есть найти толкового механика, оптимизировать износ оказалось не так просто. Теперь мы постепенно учимся этому сами и дублируем модели тягачей, чтобы сделать эксплуатацию накатанной. Сейчас все уходят в цифру, любая поездка торгуется на аукционе с жестким демпингом. Если еще два года назад фура "грязными" давала 1,5 млн рублей в месяц, то сейчас 900 тысяч", — пояснил бизнесмен.
По мнению перевозчика, сейчас происходит очищение рынка от "лишних" компаний. Падение цен на логистику все еще продолжается, страна перенасыщена подержанными фурами, которые банки продают с молотка. В 2023 году китайский большегруз без прицепа стоил 9,5 млн рублей, сейчас его можно спокойно приобрести за 3,5-4 млн рублей.
"При операционных убытках в 15% обслуживать транспорт все сложнее. Необходимо содержать площадки для отстоя, механиков, бухгалтерию. Только одно топливо съедает 20% прибыли и в Крыму оно дороже, чем на материке. А это расходники. Добавим сюда платные дороги и штрафы за перегруз. На маршруте Севастополь-Москва стоит 12 рамок, с одной из них может прилететь штраф максимально в 400 тысяч рублей. То есть за один рейс теоретически можно накатать 5 млн рублей долга", — рассказал перевозчик.
Евгений Сокол считает, что поддержать отрасль можно снижением НДС, введением четкого регламента услуг и созданием цифрового реестра добросовестных перевозчиков. Сейчас доля теневого сектора в логистике переваливает за 55%, который перебивает ставки на торгах, и легальные компании вынуждены сокращать долю на рынке.
"В Минтрансе РФ давно лежат предложения о создании электронного реестра — это шаг №1 для цивилизованной работы. В него должны допускать только предприятия с собственным автопарком и штатом водителей. Перевозчики попросту должны быть идентифицированы. Тогда и сократятся непомерные штрафы, так как отметка в путевом листе позволит распознать передвигаемый груз. Думаю, такими темпами мы к этому придем лет через пять", — считает бизнесмен.
Выжить логистической компании Евгения Сокола в насущных рыночных условиях позволяет сотрудничество с федеральным ретейлом.
"Львиная доля нашей загрузки — это крупные сетевики с материка. Рефрежираторами мы перевозим продукты питания на полуостров. Ждем открытия логистического центра в селе Чистеньком под Симферополем. Наибольший пул заказов приходится на сетевые супермаркеты. Небольшой сегмент остался за сборными грузами от онлайн-продаж. От сыпучих мы практически ушли, они "убивают" и сам транспорт, и дороги. Основное направление — Москва, именно она помогает нам держать маржу", — подытожил глава компании.
Лена ГАВРИНА