В Москве планируется запуск новой системы фиксации нарушений, направленной на борьбу с избыточным шумом на дорогах. Технологический комплекс под названием "Эфир" уже прошёл сертификацию и готов к установке. Его цель — выявлять автомобили и мотоциклы, превышающие допустимый уровень шума, как от выхлопной системы, так и от внешних аудиоустройств.
Комплекс "Эфир" представляет собой устройство весом около 12 килограммов, оборудованное четырьмя направленными микрофонами и видеомодулем. Камера способна измерять уровень шума в диапазоне от 60 до 120 децибел и определять источник звука в транспортном потоке. Визуальный модуль позволяет точно зафиксировать транспортное средство-нарушителя.
Система рассчитана на круглосуточную работу с возможностью различать дневные и ночные нормативы шума. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, предельный уровень шума для легковых автомобилей и мотоциклов составляет 96 децибел. Однако регионы получат право устанавливать свои пороговые значения, исходя из местных условий.
Законопроект, предусматривающий административную ответственность за превышение уровня шума, уже принят в первом чтении в 2023 году. Согласно документу, размер штрафа может составлять от 5 до 30 тысяч рублей. Однако для окончательного введения санкций требуется принятие поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Конкретные сроки вступления в силу новых норм пока не определены.
Внедрение шумомеров — это часть более широкой стратегии по снижению негативного воздействия транспорта на городскую среду. Москва, как мегаполис с высокой плотностью движения, особенно остро сталкивается с проблемой звукового загрязнения. Использование комплекса "Эфир" может стать эффективным инструментом для повышения уровня комфорта и безопасности горожан.