Когда в 1846 году вышел дебютный роман Фёдора Достоевского "Бедные люди" (12+), литературный Петербург разделился на два лагеря. Одни восторгались глубиной и состраданием автора, другие обвиняли его в многословии и подражательстве.
"Новый Гоголь" или неудачный подражатель?
Критик Виссарион Белинский, прочитав рукопись, пришёл в восторг и назвал Достоевского "новым Гоголем". Его поддержка открыла молодому писателю двери в литературные круги, но одновременно вызвала волну скепсиса. Многие подозревали, что успех романа — лишь результат влияния Белинского, а не настоящий талант.
Сам Николай Гоголь признал дар автора, но отметил:
"Всё бы оказалось гораздо живей и сильней, если бы было более сжато".
"Из ничего вышло ничего"
В местной газете (18+) язвительно писали:
"Из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое".
Критики ругали роман за:
- многословие — "утомительные подробности" и "растянутость";
- Аполлон Григорьев сомневался, что Достоевский действительно восхищается своими "мелкими" героями;
- неясность замысла — кто-то считала, что книга не имеет чёткой формы.
Как роман едва не погубил автора
Воодушевлённый похвалой Белинского, Достоевский сблизился с кружком петрашевцев — революционно настроенных интеллигентов. За чтение запрещённого письма Белинского к Гоголю (где тот резко критиковал Россию) писателя приговорили к смертной казни, заменив её в последний момент на каторгу.
Почему читатели в восторге?
Несмотря на критику, "Бедные люди" нашли отклик у публики. Достоевский одним из первых показал внутренний мир "маленького человека" — не героя, а незаметного чиновника, чьи переживания оказались глубокими и трогательными.
Роман остаётся одним из самых спорных в наследии Достоевского. Кто-то видит в нём гениальный дебют, кто-то — сырую и многословную пробу пера. Но именно с него начался путь великого писателя.