Фёдор Достоевский, один из величайших русских писателей, более всего известен своими глубокими философскими размышлениями о России, её народе и культуре. Однако его отношения с Европой, которую он мог бы назвать своей мечтой на каторге, были далеки от восторга. На протяжении всей своей жизни он высказывал критику и даже отвращение к многим европейским странам, что могло показаться странным для человека, который по собственному признанию грезил о Европе в заключении. Тем не менее, путешествия по континенту, как и контакты с его культурой, не оправдали его ожиданий.
Достоевский родился и вырос в России, но несколько раз в своей жизни он выезжал за границу. В первый раз он покинул родину в 1862 году, а в 1867 году отправился в Европу уже с молодой женой, Анной Сниткиной, в так называемое "свадебное путешествие", которое на деле стало бегством от растущих долгов. Писатель провел на чужбине более пяти лет, посетив десятки стран. Но вместо того, чтобы восхищаться достижениями европейской цивилизации, он оставил о многих городах крайне разочарованные впечатления.
Турин — "дыра", Берлин — "кислый"
Если бы Достоевский писал туристические отзывы, его репутация была бы достаточно скандальной. Турин, по его мнению, был "дырой", а Кёльн — "галантерейным кружевом", "безделушкой на пресс-папье". Проезд через Берлин Достоевский называл пустой тратой времени: город "не стоил двух суток в поезде". Он не скрывал своего недовольства и удивления: европейские города казались ему холодными и "кислыми", их культура — поверхностной и лишенной подлинных ценностей. По мнению писателя, европейцы не могли понять "русской души", и их жизнь была пуста и бессмысленна.
Одной из главных причин разочарования Достоевского стала его попытка найти в Европе духовную глубину и подлинную человечность, которых он не мог найти в современных ему европейских обществах. Его романтизм, приверженность к традиционным русским ценностям и православию столкнулись с европейским прагматизмом, рационализмом и прогрессивными идеями. Для Достоевского Европа не имела той духовной силы, которая, по его мнению, должна была бы вдохновлять народ.
Женева — столица разочарований
Наиболее ярким примером является его пребывание в Женеве, которое стало одним из самых трагичных периодов в жизни писателя. Этот город не только не оправдал ожиданий Достоевского, но и стал местом, где он столкнулся с личными и моральными кризисами. Женеву он описывал как город, где "все гнило" и где "самодовольные хвастунишки" процветали. Он был недоволен климатом, который ухудшал его здоровье, и отсутствием духовного тепла, которое он так искал в Европе. В Женеве он также погряз в азартных играх, что ещё более усугубило его отчаяние.
Достоевский не скрывал своего разочарования в местных жителях, которые, по его мнению, отличались безразличием и холодностью. Печальный опыт, включая смерть его дочери, ещё больше усугубил его нелюбовь к городу. Писатель утверждал, что не только сам город, но и его жители стали ему чужды. Он даже признавался, что ненавидит Швейцарию и швейцарцев "дальше последнего предела".
Поиски России в Европе
На фоне всех этих разочарований Фёдор Михайлович начал всё больше углубляться в размышления о России. Он видел в своей родной стране особую духовную миссию и философскую глубину, которой, по его мнению, не было в Европе. Вопросы национальной идентичности и культурного самосознания стали для него основой творческой работы. Он считал, что "русский человек" — это не просто человек из конкретной географической территории, а носитель особого мировоззрения, не поддающегося западным материалистическим и рационалистическим подходам.
Таким образом, отвращение Достоевского к Европе связано не только с его личными переживаниями, но и с его более глубокими философскими взглядами. Европейская цивилизация казалась ему чуждой и излишне рациональной, лишённой тех духовных основ, которые он видел в России. В его произведениях, таких как "Бесы" (12+), "Идиот" (12+) и "Преступление и наказание" (12+), отражается конфликт западного и русского мировоззрения, где последний всегда выходит как нечто более подлинное, живое и истине.
Фёдор Достоевский — писатель, который, по сути, всю жизнь пытался понять, чем же отличается российская душа от европейской, — нашёл для себя разочарование в европейских странах, не видя в них подлинной духовности. Его критика не была проста и однозначна: он не отвергал Европу полностью, но считал, что на её основе невозможно построить ту систему ценностей, которая бы соответствовала идеалам русской души. Таким образом, его взгляды стали отражением более широкой культурной и философской борьбы, которая до сих пор остаётся актуальной в контексте дискуссий о месте России в мире.