Завершается розыгрыш боксов за 2,5 тысячи рублей для питомцев крымчан и севастопольцев
6 апреля, 17:30
О коричнево-мраморном клопе предупредили аграриев Крыма и Севастополя
6 апреля, 16:01
Ответил за порно: педофила отправили в колонию в Крыму
6 апреля, 15:05
Какие доходы задекларировали жители Севастополя
6 апреля, 14:05
Жена или муж: кто больше зарабатывает в семьях Севастополя
6 апреля, 13:01
Школу после капремонта освятили в Севастополе
6 апреля, 12:04
Тяжелая техника работает на Горьковском мосту в Керчи
6 апреля, 11:02
А век-то не великолепный: опасность сериалов объяснила психолог жителям Крыма
6 апреля, 10:01
Вахта Победы: амурчане пробуют чуфу и уличают киномеханика в мошенничестве
6 апреля, 03:44
Вахта Победы: подготовка к путине, трудовой подвиг сахалинок и отчаяние радиожурналистов
6 апреля, 03:00
Вахта Победы: Немцы ежедневно теряют одну позицию за другой
6 апреля, 02:00
Не так уж и громко: севастополец напал на жителя Беларуси из-за замечания
5 апреля, 16:02
Жители двух районов Крыма смогут закупиться в автолавках в воскресенье
5 апреля, 15:02
Не хватает офисов бизнесменам Севастополя и Симферополя
5 апреля, 14:04
Сотрудники "Херсонеса Таврического" стали актерами и режиссерами фильма
5 апреля, 13:03

"Боже, как позорно я писала стихи": неужели поэтесса Ахматова сожгла целый сборник?

28 сентября 2024, 07:40 Общество #Книжный бум
Анна Ахматова ИА SevastopolMedia
Анна Ахматова
Фото: ИА SevastopolMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Анна Ахматова, великая поэтесса Серебряного века, начала писать стихи еще в детстве, с 11 лет. Однако ранние работы, созданные в юные годы, не сохранились — сама Ахматова уничтожила большую часть своей ранней лирики. Она признавалась:

Боже, какие позорно плохие стихи я писала! Я недавно перечитывала, хотела что-нибудь оставить на память. Нет, ничего нельзя. Все позор. Все — не мое, а чужое, общее — то, что писали тогда третьестепенные, четверостепенные авторы.

Эти откровенные слова отражают критическое отношение Ахматовой к собственному творчеству в ранние годы. Она считала свои первые стихи незрелыми и неоригинальными, похожими на творчество множества других поэтов того времени. Для Ахматовой важно было сохранить лишь то, что действительно отражало её уникальный поэтический голос.

С течением времени сожжение стихов стало для Анны Андреевны не просто актом самокритики, а вынужденной мерой. С середины 1930-х годов, когда начались массовые репрессии в Советском Союзе, она сжигала написанное из страха обыска и ареста. Это время было особенно трудным для творческой интеллигенции — любое высказывание могло быть истолковано как преступление против государства.

Одним из самых известных примеров тайного творчества Ахматовой является её поэма "Реквием" (16+), написанная в 1930-х годах. Это произведение стало криком души миллионов матерей и жен "врагов народа", чьи мужья и сыновья были репрессированы. "Реквием" (16+) существовал лишь в устной форме до его первой публикации в 1963 году — близкие друзья поэтессы запоминали стихи наизусть, чтобы сохранить их в памяти. Анна Андреевна читала строки шепотом, а затем, чтобы не оставить следов, сжигала написанные на бумаге отрывки.

Ахматова уничтожала свои работы не только по политическим причинам, но и ради сохранения внутренней свободы и чистоты своего творчества. Не все произведения поэтессы удалось восстановить после войны. Например, пьеса "Энума Элиш" (12+), написанная в 1941 году в Ташкенте, была утеряна навсегда. Ахматова словно растворила свои строки в дыму, оставив нам лишь величественные обрывки своих переживаний и размышлений, которые, несмотря на все преграды, продолжали жить в сердцах и памяти её близких.

231644
120
38