Незаконные соцвыплаты на 1,5 млн рублей получила жительница Юга России
14:10
Иностранца осудили за хищение 2,5 млн рублей в Крыму
13:47
ЕГЭ по русскому языку сдали выпускники в Севастополе
13:34
В Крыму экс-чиновник предстанет перед судом за ущерб в 12 млн
13:02
Ограничат продажу алкоголя 1 июня в Севастополе
12:46
Строительные работы ставят на паузу в Ялте
11:51
Состав жюри и экспертного совета Премии им. Арсеньева объявили в МИА "Россия сегодня"
11:50
Парки обработали от вредителя в Севастополе
11:48
Кинофорум "Золотой витязь" завершился в Севастополе
11:21
Симферополь готовится отметить День города в выходные
10:47
Дефицита нет: Крым полностью обеспечивает себя необходимыми продуктами
10:31
Нейросети Яндекса помогли врачам ускорить запуск клинических исследований в десятки раз
09:50
Канатную дорогу на Ай-Петри закрыли на неопределенный срок
09:27
В Севастополе казаки помогают предотвратить лесные пожары
09:04
Вахта Победы: передача Знамени Победы из Берлина в Москву, военная подготовка в колхозах
03:30

"Боже, как позорно я писала стихи": неужели поэтесса Ахматова сожгла целый сборник?

28 сентября 2024, 07:40 Общество #Книжный бум
Анна Ахматова ИА SevastopolMedia
Анна Ахматова
Фото: ИА SevastopolMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Анна Ахматова, великая поэтесса Серебряного века, начала писать стихи еще в детстве, с 11 лет. Однако ранние работы, созданные в юные годы, не сохранились — сама Ахматова уничтожила большую часть своей ранней лирики. Она признавалась:

Боже, какие позорно плохие стихи я писала! Я недавно перечитывала, хотела что-нибудь оставить на память. Нет, ничего нельзя. Все позор. Все — не мое, а чужое, общее — то, что писали тогда третьестепенные, четверостепенные авторы.

Эти откровенные слова отражают критическое отношение Ахматовой к собственному творчеству в ранние годы. Она считала свои первые стихи незрелыми и неоригинальными, похожими на творчество множества других поэтов того времени. Для Ахматовой важно было сохранить лишь то, что действительно отражало её уникальный поэтический голос.

С течением времени сожжение стихов стало для Анны Андреевны не просто актом самокритики, а вынужденной мерой. С середины 1930-х годов, когда начались массовые репрессии в Советском Союзе, она сжигала написанное из страха обыска и ареста. Это время было особенно трудным для творческой интеллигенции — любое высказывание могло быть истолковано как преступление против государства.

Одним из самых известных примеров тайного творчества Ахматовой является её поэма "Реквием" (16+), написанная в 1930-х годах. Это произведение стало криком души миллионов матерей и жен "врагов народа", чьи мужья и сыновья были репрессированы. "Реквием" (16+) существовал лишь в устной форме до его первой публикации в 1963 году — близкие друзья поэтессы запоминали стихи наизусть, чтобы сохранить их в памяти. Анна Андреевна читала строки шепотом, а затем, чтобы не оставить следов, сжигала написанные на бумаге отрывки.

Ахматова уничтожала свои работы не только по политическим причинам, но и ради сохранения внутренней свободы и чистоты своего творчества. Не все произведения поэтессы удалось восстановить после войны. Например, пьеса "Энума Элиш" (12+), написанная в 1941 году в Ташкенте, была утеряна навсегда. Ахматова словно растворила свои строки в дыму, оставив нам лишь величественные обрывки своих переживаний и размышлений, которые, несмотря на все преграды, продолжали жить в сердцах и памяти её близких.

231644
120
38