В блестящей карьере любого творца бывают и взлеты, и падения. Не избежал этой участи и гениальный режиссер Леонид Гайдай. Казалось бы, что могло пойти не так после оглушительного успеха комедии "Самогонщики" (12+)? Но судьба, как известно, любит испытывать на прочность даже самых талантливых. Два проекта подряд — сатирическая комедия "Жених с того света" и приключенческий фильм "Трижды воскресший" (6+) — обернулись для Гайдая настоящим фиаско.
Первый навлек на режиссера гнев цензуры и двухлетнее отстранение от съемок, второй же и вовсе канул в Лету, не оставив после себя ни хвалебных отзывов критиков, ни зрительской любви. Раздосадованный и подавленный, Гайдай уехал в Иркутск, в родительский дом. Неизвестно, сколько бы времени понадобилось режиссеру, чтобы зализать раны и вернуться к работе, если бы не счастливый случай.
Перебирая старые газеты, Гайдай наткнулся на фельетон Степана Олейника "Браконьеры" (12+), и в тот же миг в его голове словно вспыхнула лампочка. Он ясно увидел: вот он — тот самый проект, который поможет ему вернуться в строй! Не теряя ни минуты, Гайдай принялся за работу. Сначала на свет родилась легендарная троица — Трус, Балбес и Бывалый, затем начались поиски актеров, способных воплотить эти образы на экране. Интуиция не подвела режиссера: Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин с блеском справились со своими ролями, став на долгие годы символом советской кинокомедии.
Съемки "Пса Барбоса и необычного кросса" (0+) проходили на одном дыхании. Гайдай, казалось, будто напитался энергией от нового проекта, отбросив в сторону все прошлые неудачи. Однако на этапе монтажа режиссеру пришлось столкнуться с новой трудностью: вместо запланированных 10 минут хронометража, отснятого материала хватило бы на полноценный фильм — целых 40 минут! Пришлось безжалостно резать, отбирая для финальной версии самые смешные и динамичные сцены. Результат превзошел все ожидания.
"Пес Барбос и необычный кросс" стал настоящим хитом, покорив сердца зрителей не только в СССР, но и за рубежом. Фильм закупили для проката в почти 100 странах мира, он принял участие в десятках международных кинофестивалей, неизменно срывая овации и собирая награды. Эта короткометражка стала для Леонида Гайдая настоящим спасением, вернув его в когорту самых востребованных советских режиссеров. "Пес Барбос" доказал: даже после самых громких неудач можно подняться и добиться триумфа. Главное — верить в себя, не бояться экспериментировать и, конечно же, иметь под рукой верную команду единомышленников.