29 октября 1955 года в Севастопольской бухте произошла трагедия, унесшая по разным данным от 600 до 800 жизней. В 1 час 30 минут на флагмане Черноморского флота линкоре "Новороссийск" произошел взрыв. Корабль получил огромную пробоину и затонул. По масштабу и количеству жертв трагедия входит в число самых катастрофических в военно-морском флоте России и Советского Союза, сообщает ИА SevastopolMedia.
Оглавление
Юлий Цезарь
Отправил на смерть
Ответственные и виновные
29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000 — 1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус, вырвавший часть палубы и пробивший в подводной части дыру в 150 м². В месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².
Как пишут "Известия", "Новороссийск" в тот день вернулся с учений, и, когда корабль отшвартовался, часть экипажа получила увольнение. Вместе с большинством офицеров на берег сошел и капитан Хуршудов. Но на борту всё равно осталось более полутора тысяч человек: дежурные офицеры, большая часть экипажа и около двухсот человек нового пополнения из курсантов морских училищ и солдат сухопутных войск, переведенных во флот. Они еще не освоились на корабле и своих обязанностей при пожаре не знали.
Линкор "Новороссийск" — это вообще-то Итальянский корабль типа "Конте ди Кавур", все свою жизнь носивший имя "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"). Был спущен на воду в далеком 1911 году, вошёл в строй в 1914 году. После окончания Второй мировой войны передан по репарациям СССР и вошел в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием "Новороссийск". На момент гибели кораблю было уже 44 года.
История появления "Юлия Цезаря" в СССР тоже заслуживает отдельного рассказа. Как известно, Италия во Второй мировой войне воевала на стороне гитлеровской Германии и после капитуляции должна была выплатить победителям репарации.
Советский союз претендовал кроме всего прочего еще и на новейший линкор, который по своей мощи превосходил немецкий "Бисмарк". Но к моменту раздела флота победителями, в рядах коалиции победителей уже начали происходить трения. Кровавая война переходила в холодную. В итоге США и Англия, стремившиеся ограничить усиление ВМФ СССР мощными кораблями, сделали так, что Советскому Союзу достались не новейшие корабли, а не старый линкор "Джулио Чезаре", легкий крейсер "Эммануэле Филиберто Дюка Д’Аоста", эсминцы "Артильери", "Фучильере", миноносцы "Анимозо", "Ардиментозо", "Фортунале" и подводные лодки "Мареа" и "Ничелио".
6 февраля 1949 года над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а 5 марта ему присвоили имя "Новороссийск".
Линкор был передан в сильно запущенном состоянии. С 1949 по 1955 год он восемь раз был в заводском ремонте. Ему меняли орудия, радиолокационное оборудование, турбины и т.д. В 1955 году "Новороссийск" несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.
А 28 октября вернулся из похода и занял место в Северной бухте в районе Морского Госпиталя.
После взрывов на "Новороссийске" сразу объявили боевую тревогу, с соседних кораблей стали прибывать аварийные партии и медики. Из города вернулись офицеры. Прибыл икомандующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко, начальник штаба флота, командующий эскадрой и другие высшие чины. Всего на корабле оказалось семь адмиралов и 28 старших офицеров, что только внесло сумбур.
Капитан Хуршудов сразу предлагал эвакуировать на берег всех, кто непосредственно был занят в борьбе за живучесть корабля, но командующий приказал построить экипаж на корме и ждать.
Внутрь судна были направлены усиленные аварийные команды линкора и прибывшие с соседних кораблей — крейсеров "Михаил Кутузов", "Молотов", "Фрунзе", "Керчь". Несмотря на их усилия, вода продолжала прибывать через страшную пробоину.
К трем часам нос линкора погрузилась до 2-й башни главного калибра, левый борт опустился в воду до кормовой башни. Командующий приказал буксировать тонущий корабль в сухой док, для чего подошедшие буксиры пытались развернуть линкор. Корабль накренился на нос настолько, что показался руль. В 3.45 начальник штаба эскадры кораблей Черноморского флота контр-адмирал Николай Никольский попросил разрешения у командующего флотом снять с корабля личный состав, не занятый борьбой за живучесть и стоящий на юте. Командующий отказал.
Последних спасенных удалось извлечь 1 ноября, но слабые стуки водолазы слышали и спустя сутки.
К четырем часам крен достиг 17 градусов. Никольский опять попросил разрешения на эвакуацию экипажа и опять наткнулся на отказ. Люди работали внутри судна, хотя оно могло в любую секунду пойти ко дну, остальные толпились на палубе. Некоторые офицеры отсылали матросов наверх, но сами оставались на посту.
В 4.12, чтобы попытаться выровнять судно и избежать опрокидывания, была отдана команда "Открыть кингстоны!". Старшина трюмных машинистов Вячеслав Касилов, отлично понимавший положение, попрощался с товарищами на юте и спокойно пошел вниз выполнять приказ. Но было поздно. В 4.14 корабль накренился настолько, что предметы с палубы полетели в воду, а люди держались, лишь цепляясь за леера.
Буксиры вынуждены были рубить канаты, чтобы не последовать на дно за огромным линкором. Прозвучала команда "В воду!", но через мгновение "Новороссийск" опрокинулся, погребая под собой людей. Немногих выплывших подобрали спасательные шлюпки, единицы сами добрались до берега, до которого было всего-то 130 метров.
Практически сразу начались спасательные работы — внутри перевернувшегося корабля находились сотни людей.
Вот как описывал события их участник, водолаз Иван Петрович Прохоров: "Под водой картина была страшная... Мне по ночам долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли... Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, — стук в воде хорошо слышен: "Спасайте быстрее, задыхаемся..." Я им тоже отстукал: "Крепитесь, все будут спасены". И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам — поют "Варяга"!" (цитата по Н.Непомнящий "Реквием по линкору "Новороссийск").
Спасти удалось немногих. Когда дно судна прорезали автогеном, воздух из "мешка" вышел и "Новороссийск" моментально стал погружаться в воду. Последних спасенных удалось извлечь 1 ноября, но слабые стуки водолазы слышали и спустя сутки.
В 1956 году флот приступил в подъему судна. В 1957 году его подняли, оттащили в Казачью бухту, разрезали, а металл отали на переплавку на Запорожстал.
Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы приступила к работе уже на следующий день. Возглавлял ее заместитель председателя Совета Министров СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы Вячеслав Малышев. В комиссию вошли адмиралы Кузнецов, Горшков и Виноградов, генерал-лейтенант Шилин от КГБ СССР и другие. Следователи допросили всех свидетелей и участников, водолазы осмотрели дно. Работали две экспертные комиссии (начальника ГУ надводных кораблей Б.Г. Чиликина и директора ЦНИИ-45 контр-адмирала В.И. Першина), изучавшие мельчайшие технические подробности. Вывод правительственной комиссии был расплывчатым: вроде признали, что линкор взорвался на немецкой мине, но вариант диверсии тоже не исключался. Все материалы комиссии по возвращении ее в Москву были засекречены, часть протоколов уничтожена.
Виновниками гибели экипажа линкора и подспевших на спасение мотросов с других кораблей признали командующего Черноморским флотом вице-адмирала Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирала Никольского и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудова.
В 1957 году председатель комиссии Малышев скончался (в 1953 году он получил большую дозу радиации во время испытаний ядерной бомбы) и никого, владевшего полной информацией по этому вопросу, не осталось.
Это не первая гибель корабля на Черноморском флоте. О других трагедиях читайте здесь.