Фитнес-индустрии Севастополя во время коронакризиса повезло чуть больше, чем другим регионам. В отличие от всей России, где залы были закрыты, в городе-герое с 1 июня возобновили работу те заведения, которые за два месяца простоя не успели разориться. Открыться разрешили, но деятельность спортивных организаций до сих пор протекает с ограничениями, наложенными Роспотребнадзором. Кроме того, резко упали выручка и количество посетителей. Клиенты опасаются второй волны COVID-19, поэтому не спешат "размораживать" абонементы. Многие перешли на режим экономии. О том, с чем столкнулась севастопольская фитнес-индустрия в период пандемии, как выживала в карантин и после снятия ограничений, чему научил кризис и многом другом — читайте в материале ИА SevastopolMedia.
Самое сложное — предварительная запись
Рекомендации по профилактике коронавируса в учреждениях физической культуры и спорта утвердили 22 мая. Предприятиям ежедневно перед открытием необходимо проводить генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств, бесконтактно мерить температуру тел работников, организовать обработку рук антисептиками, организовать обслуживание по предварительной записи с соблюдением дистанции 1,5 м между посетителями методом расстановки оборудования и нанесения разметки. При этом на каждого посетителя отводится 4 кв. м.
Кроме того, спортивным организациям необходимо постоянно обеззараживать воздух в помещениях, через каждые два часа проветривать их, проводить влажную уборку помещений и спортивного инвентаря. После завершения обслуживания посетителей обработать все контактные поверхности: дверные ручки, выключатели, тренажёры и т.д. Работники должны носить маски, которые надо менять каждые 2-3 часа, или пользоваться фильтрующими респираторами, носить перчатки.
По словам руководителя фитнес-клуба FitBalance Аллы Бабич, самым сложным пунктом, которого необходимо было придерживаться после возобновления работы организации, это посещение клуба по предварительной записи.
Алла Бабич на утренней зарядке в парке им. Анны Ахматовой. Фото: Из архива Аллы Бабич
— Запись — самое сложное. Мол, ой, девочки, запишите меня на такое-то время. Ой, девочки, не успеваю. А у нас есть 15 окошек, и больше мы не имеем права по квадратуре взять. И у нас аншлаг был. Мол, а меня в резерв поставьте, вдруг кто-то откажется. Минус заключался в том, что это неудобно. Плюс — в том, что все пытались попасть вовремя на тренировку. После каждой тренировки обрабатывали тренажеры и опять запускали новых людей. А потом Роспотребнадзор убрал пункт про предварительную запись, и люди стали ходить в свободном порядке, — рассказывает она.
Выручка упала на 40%
Фитнес-индустрия — сезонный бизнес. И летняя пора — это несезон. Поэтому, даже несмотря на то, что с 1 июня работать спортивным организациям разрешили, восстановиться им не удалось до сих пор, в течение трёх летних месяцев.
По словам совладельца фитнес-клубов "Сафари Спорт" Максима Борисенко, выручка в связи с пандемией упала примерно на 40%.
— У нас есть сезонность. Мы подписываем план на год, и за каждый месяц есть определенные коэффициенты. С учётом этих планов 30-40% мы недополучаем. Поэтому находимся на грани, — признаётся он. — Мы в прошлый месяц сработали в ноль. Лично я ничего не заработал. Просто закрыли аренду, выплатили зарплаты, коммунальные платежи.
Примерно о такой же ситуации сообщает и Бабич.
— Лето всегда было тяжёлым. Но сейчас оно ещё хуже. Во-первых, люди боятся коронавируса. Во-вторых, упал доход. И в-третьих, клиенты опасаются второй волны коронавируса, которая, по слухам, начнётся во второй половине сентября. Люди не хотят "размораживать" карты, считая, что нас опять закроют, — рассказывает она.
И добавляет, что за август она прогнозирует убыток.
— В июне прибыли не было. Расходы все закрыли, погасили долги. Но ещё распределяли те расходы, которые были в марте-апреле. Их тоже погасили, — уточняет Бабич.
Если говорить про посетителей, то в результате пандемии в клубах "Сафари Спорт" их стало в два раза меньше, в сравнении с летними периодами предыдущих годов. Но с учётом того, что до сих пор существуют ограничения по количеству посетителей в залах, сложившуюся ситуацию можно назвать нормальной. С большим количеством клиентов фитнес-клубы могут просто не справиться.
— Если всё продолжится, то ограничения могут повлиять, потому что с осени начинает увеличиваться поток клиентов. В октябре начинается рассвет. Количество участников тех же групповых программ увеличивается. Допустим, в зал помещается 30 человек, а мы можем впустить только 22. Соответственно, восемь человек недовольны. Если получится, то куда-то переключим или сделаем какие-то частные уроки.
Либо они расстроятся и скажут, что ходить не будут, попросят "заморозить" карты, которые мы должны будем им продлить и ничего с этого не заработать, — поясняет господин Борисенко.
Понимающие арендодатели и клиенты
Пережить пандемию помогли, как ни странно, контрагенты и клиенты. Так, в случае с Бабич и Борисенко арендодатели пошли на встречу обоим и не брали за два месяца — апрель и май — плату за аренду.
Кроме того, после закрытия фитнес-клубов 26 марта, чтобы сохранить клиентов, а также, чтобы не возвращать деньги, потраченные посетителями на карты, абонементы пришлось "заморозить". Клиентам предлагали продолжить пользоваться ими после возобновления деятельности всей индустрии. Многие пошли на встречу и не требовали возврата денежных средств.
— Согласно законодательству, за какое-то неотработанное время могут попросить возврат. Это нечасто, но случается. Хорошо, что, когда кризис был два месяца, люди с пониманием отнеслись. В тот момент мы могли бы не возвращать. Могли бы судиться с людьми. Пара заявлений были, мы с людьми пообщались и сказали, что вернём деньги, как только выйдем из этого положения. Некоторые не стали продолжать, потом просто вернулись обратно, — говорит совладелец "Сафари Спорт".
Но по словам Бабич, примерно десяти её клиентам пришлось всё-таки делать возврат средств, это примерно 100 тысяч рублей.
Но не то только арендодатели оказались человечными и клиенты понимающими, но и государство поддержало. Как говорит руководитель FitBalance, она воспользовалась субсидиями в размере стоимости минимального размера оплаты труда (МРОТ), что составило 12130 рублей на одного работника. В итоге за два месяца она получила от государства 194 тысячи рублей и ещё 60 тысяч рублей в качестве компенсации расходов на дезинфицирующие средства.
Онлайн — не выход
Как и многие представители сферы услуг, фитнес-индустрия, чтобы на время пандемии не исчезнуть с лица земли, решила хоть как-то поддерживать связь с клиентами. И ушла в онлайн.
— Онлайн-тренировки у нас были в форме поддержки, бонуса, потому что я понимала, что эмоционально прекращение посещения фитнес-залов — стресс для каждого человека. Поняла, что все ринулись в интернет. А у меня не было практики активной работы в онлайне. Но время идёт, приходится подстраиваться, — рассказывает Бабич. — Мы "ВКонтакте" и "Вайбере" сделали закрытые группы, куда добавили клиентов. Снимали видео тренировок. Прямые трансляции в "Ютьюбе" использовали.
Причём ни о каком заработке не могло идти и речи. Онлайн использовался лишь для поддержки и сохранения лояльности.
— Организовывали онлайн-трансляции с тренировками. В инстаграм выходили в прямой эфир. Максимально плотно занимались лояльностью с нашими клиентами, чтобы не потерять их, — делится Борисенко. — Такой формат имеет место быть, но это, как и любой бизнес, требует определённой раскрутки и времени. Мы предлагали функцию "Тренер на дом". Девочки в онлайне проводили тренировки. Но всем людям необходимо живое общение. Создать в таком формате бизнес — это непросто. Мы попробовали, отклика не пошло.
При этом Борисенко добавляет, что онлайн-направление можно развивать даже фитнес-индустрии, но для этого нужно время и деньги.
— Создать крутую команду, вложить достаточно большое количество денег в продвижение в интернете. Там оно стоит денег. С учётом того, что сейчас просто море предложений. Это как отдельное направление нужно развивать. Но у нас это не доход, — признаёт он.
Уже после возобновления работы в ход пошли другие методы привлечения клиентов. Скидки.
— Если раньше карта стоила 12-13 тысяч рублей, то мы её предлагали за 8-9 тысяч. Люди понимали, что это для них интересно, — рассказывает совладелец "Сафари Спорт".
Тренажёрный зал в "Сафари Спорт". Фото: "Сафари Спорт"
Бабич тоже говорит о скидках. Если до пандемии стоимость их полугодового абонемента составляла 10 тысяч, то сейчас — 7 тысяч рублей.
— Сейчас мы сделали скидку 30% на абонемент. Вообще два-три года не пользовались скидками. Мы работаем по системе "Кай дзен". Это совершенствование маленькими шагами, когда мы совершенствуем все свои процессы. Лучше усовершенствовать и сделать качество, чем шарашить скидками, и клиент приходит в зал, а там — ничего, — делится Бабич.
Что дальше?
По словам Борисенко, вернуться к допандемическим показателям его бизнес сможет к весне следующего года. Но только в том случае, если не будет второй волны коронавируса.
— Все по-разному устроены. И у наших клиентов могут возникать страхи, и они до последнего не будут посещать залы. Конечно, это снизит процент посещаемости, — рассказывает он. — Самое большое количество отказов происходит как раз из-за этого. Кроме того, страхи возникают из-за того, что многие люди остаются без работы и не имеют возможности потратить эти 10 тысяч рублей на фитнес.
Урок жизни, который преподала пандемия, вынуждает владелицу FitBalance завоёвывать и расширять онлайн-территорию своего бизнеса. Но, по её мнению, это не совсем эффективно.
— Я понимаю, что это то, что сейчас везде, как в школах говорят, что онлайн обучение — это норма. Я понимаю, что нужно завоёвывать нишу онлайн. Но я считаю, это не эффективно, потому что людям нужен специалист, который скорректирует, подбодрит, поощрит. Только 5-10% людей самомотивированы. Остальным нужна поддержка, окружение, оффлайн. Многие говорили: "Мы ждём открытия, ждём, когда можно опять вместе заниматься, потому что дома не то качество", — рассказывает Алла Бабич.
То, в чём она действительно видит эффект, так это в том, что фитнес-индустрия и государство должны активно сотрудничать друг с другом. Как вариант, чтобы государство делало заказ на проведение утренних зарядок.
— Очень хочу сотрудничать с правительством Севастополя. Сейчас у нас физкультура в массы. Если мы будем тесно сотрудничать, то будет результат и относительно того, чего желает президент — увеличить продолжительность жизни. Я и мои партнеры относимся к социальным предпринимателям. Я уже 10 лет провожу бесплатные мероприятия, зарядки. Я этим горю, — признаётся Алла.
Зарядки проходят по средам и субботам в парке ул. Крестовского в Балаклаве, на набережной парка Победы, в парке им. Анны Ахматовой, на пляже Хрустальном и в эко-парке "Лукоморье". Начало — в 7:00.
Максима Борисенко коронакризис научил, что надо не только поддерживать и развивать онлайн, но и заниматься чем-то абсолютно другим, не связанным с фитнес-индустрией.
— Бизнес должен быть разным. Сейчас я двигаюсь в этом направлении, — говорит Борисенко. — Рассматриваю, как вариант, сельское хозяйство. К тому же это поддерживает государство.
Стоит сказать, что на момент выхода публикации, согласно открытым данным, Максим с середины августа является ликвидатором ООО "Сафари Спорт". А Алла из-за пандемии закрыла один из двух своих фитнес-клубов.
— Это франчайзинг, и чтобы открыть клуб, необходимо купить франшизу. Закрыть такой клуб — значительно дороже. Объявить себя банкротом не имели право, так как на время пандемии был объявлен мораторий и нельзя закрыться по банкротсву. Было два варианта закрытия, один — закрыться совсем, в таком случае необходимо было вернуть за неотхоженные абонементы клиентам. Это более миллиона рублей. Мы решили закрыть временно, надеясь переоткрыть и выполнить свои обязательства перед клиентами.
Переоткрытие — это тоже расходы, а в данный период — это большие риски, когда ты не знаешь, а что будет осенью, — признаётся Алла.
Сейчас в Севастопольском сегменте сайта "Авито" можно встретить множество объявлений о продаже готового бизнеса. Есть объявления о продаже тренажёрных залов за 1,7 млн рублей и за 3 млн рублей. В тексте объявлений говорится, что бизнес успешный, рассказывается про высокую проходимость, про сформированную клиентскую базу и прочее. Но бизнес выставлен на продажу.
Руслан Микаилов