Тату-мастер Оксана как представитель малого бизнеса на государственную поддержку особо не рассчитывает. Ей и некогда об этом думать: слишком много клиентов. Но несмотря на популярность, по мнению Оксаны, набивание татуировки — это не столько про бизнес и зарабатывание денег, сколько про творчество, рассказала она ИА SevastopolMedia.
Из зубного техника — в татуировщики
Жительница Севастополя Оксана шестой год набивает на телах современников нарисованные ею изображения. Но изначально по образованию она – зубной техник. Хотела поступать в театрально-художественный институт, но отец – стоматолог – отправил её и сестру-близняшку в 2011 году учиться на зубного техника. На втором курсе обучения, когда пошла моделировка зубов, Оксана поняла, что стоматология – это не её.
На путь истинный направил одногруппник с двумя татуировками, который предложил будущему тату-мастеру заняться этим направлением.
Предложение понравилось, и Оксана вначале прошла трёхмесячные курсы в Днепродзержинске (там же училась на зубного техника. — прим. ред.), а затем оставила на год это увлечение, так как необходимо было сосредоточиться на учёбе – шёл третий курс медучилища.
После окончания третьего курса, в 2014 году, Оксана уже разрабатывала собственные эскизы будущих татуировок, проекты, свой дизайн. Появились первые клиенты. Она проработала год в Днепродзержинске, затем вернулась в Севастополь и в 2016 году совместно с сестрой и ещё одним мастером открыла первый в своей жизни тату-салон. Правда, вскоре студию пришлось закрыть, так как все мастера перессорились между собой. Тогда же Оксана открыла своё первое и последнее ИП, которое закрыла через два года, в 2018 году.
— Мне было непонятно что, где, как, куда, кого считывать, как работников просчитывать, вот эти все вещи. Ну, я не математик, скажем так. Мне было это непонятно. И я закрыла. Я сначала в СЭС обращалась, чтобы мне расписали нормы кабинета, рабочего места, какое расстояние между рабочими местами должно быть, между мастерами, и никто об этом не знал. Меня прописали изначально как парикмахерскую, что тоже как бы странно, – вспоминает Оксана.
Несмотря на отсутствие ИП, она предполагает, что, когда в Севастополе появится налогообложение для самозанятых, Оксана перейдёт на эту систему.
Государство нам поможет?
О существовании каких-либо программ по поддержке малого и среднего предпринимательства она не слышала. И даже не представляет, чем государство может помочь, кроме кредита. Да и тот Оксане не очень нужен, так как она привыкла рассчитывать только на себя. Понятно, о поручении президента Владимира Путина создать максимально благоприятные условия для бизнеса в Севастополе и Крыму на получение кредитов тату-мастер ничего не слышала. Как и не слышала про Центр "Мой бизнес", про Фонд микрокредитования, гарантийные поручительства и прочее.
— Я работаю каждый день, и меня не особо интересует это всё. У меня нет цели создать большую студию, потому что я хочу быть гостевым мастером. Я хочу ездить по разным странам, участвовать в фестивалях, хочу заниматься брендингом собственного имени, а не брендингом студии, – делится мыслями Оксана.
По её словам, это что-то вроде обмена, когда один тату-мастер, скажем, из Киева или Москвы приезжает в Севастополь работать в студии Оксаны, а она, в свою очередь, занимает место, где раньше работал этот тату-мастер в Киеве или Москве. Это может быть любой город.
Существуют чаты, местные, крымские, а также всероссийские, где татуировщики общаются между собой и могут договориться о таком вот обмене.
При этом Оксана признаётся, что, несмотря на желание посещать различные города, фестивали, курсы, крупные тату-студии и прочее, в будущем всё же хочет расширяться. Места, где они с сестрой снимают помещение для работы, уже не хватает. Есть желание взять ещё одного, третьего, мастера. Но это всё со временем. Может, через полгода, пока накопятся деньги.
Всего, по словам Оксаны, в Крыму работает около 100 тату-мастеров и около трёх крупных студий. Такого понятия как конкуренция среди татуировщиков почти не существует, так как каждый мастер работает в своём стиле.
Судя по плотному рабочему графику, нехватки в клиентах у Оксаны нет. При этом рекламой она особо не занимается. Почти все желающие запечатлеть что-либо на своём теле приходят к ней по знакомству, благодаря сарафанному радио или через аккаунт в Instagram. Впрочем, раскруткой последнего она даже не занимается, просто публикует снимки выполненных работ.
Процесс создания тату
После того, как будущий клиент выходит на тату-мастер, происходит следующее.
— Он приходит на консультацию, показывает мне рисунок. Я плагиатом не занимаюсь, поэтому разрабатываю изначально всё свое. Выбираем место на теле, прорисовываю на нём маркером, чтобы не искажался рисунок, фотографирую область нанесения, перевожу это всё в цифровой вариант и уже на планшете начинаю разрабатывать до конца эскиз. Потом в электронном виде присылаю клиенту, он даёт ответ "да" или "нет". Можно поменять одну деталь на другую, опустить ниже, поднять выше, переместить левее-правее, сделать крупнее, уменьшить и так далее, – рассказывает Оксана.
В дальнейшем процесс доработки эскиза происходит, в основном, в онлайне. Утверждают макет обычно в течение двух-трёх дней.
Затем, когда рисунок утверждён, показывается приблизительный макет, который затем переводится на тело. По словам Оксаны, рисунок не будет выглядеть так, как на фотошопе.
— Переводим – смотрим частично "freehand". "Freehand" — это уже рисунок на теле. Есть специальный принтер, который переводит эскизы, и мы затем переводим их на кожу. Это органический трансфер, по типу хирургического маркера. Просто берётся рисунок, этот органический трансфер, пропечатывается, и лист бумаги с этим трансфером переводим на кожу человека, и рисунок переводится, – говорит Оксана.
Процесс создания непосредственно татуировки занимает разное время. От 10 минут до трёх часов за сеанс, а таких сеансов может быть и два, и три. Многое зависит от сложности рисунка, от стиля исполнения и места, где будет набиваться будущая татуировка. Есть места труднодоступные и есть те, которые "искажаются", подвижны: шея, запястья, лодыжки и др.
После того, как тату набили, коже надо отдохнуть.
— Есть специальные масла, средства для успокоения кожи. Нужно примерно от 40 минут до часа ждать, чтобы она хорошо успокоилась. Потом уже готовим место к фотографированию. Отфотографировали, потом наносим заживляющую мазь, пелёнку надеваем, рассказываем, как ухаживать, после чего клиент свободен, – рассказывает Оксана.
Такого понятия как гарантийное обслуживание здесь не существует. После набивания тату вся ответственность за состояние кожи переходит на обладателя татуировки. Впрочем, перед тем, как начать набивать, тату-мастер демонстрирует клиенту, что все предметы одноразовые, вскрываются при нём, поэтому ухудшение состояния кожи не может быть связано с неправильными действиями мастера. Значит, вины его нет. Кроме того, Оксана прежде, чем начать набивать, спрашивает клиента, существуют ли у него аллергия и прочие заболевания на смеси, вещества, входящие в состав краски, на обезболивающее и т. д.
Татуировка как искусство
Оплата у Оксаны происходит почасово. Есть минимальный пакет, включающий 7 тысяч рублей за три часа работы. Если уложится в три часа не удаётся, тогда предлагается доплачивать за каждый час ещё по тысячи рублей.
Не все татуировщики умеют рисовать. К ним обращаются люди, желающие сделать тату, а те обращаются к таким как Оксана, чтобы они подготовили эскиз для будущей татуировки. За один такой рисунок она берёт тысячу рублей. Но, как считает Оксана, это неправильная ситуация, тату-мастер должен уметь рисовать. При этом неважно, есть у него художественное образование или нет.
Полностью оборудовать тату-студию обойдётся примерно в 300 тысяч рублей, это не включая аренду помещения. Последняя выходит в 22 тысячи, а расходные материалы – 20-30 тысяч в месяц.
Основные клиенты Оксаны – военные, моряки, работники общепита: бармены, повара, официанты. Были даже судебные приставы и следователи, а также программисты и музыканты.
Если говорить о половой принадлежности, то тут получается поровну: половина мужчин и половина девушек.
По мнению Оксаны, татуировка – это тоже искусство, как кинематограф, как литература. И так же как они, татуировка будет всегда, пока будет человек. Могут поменяться стили, направления, способы исполнения, но окончательно интерес к туту не исчезнет никогда.
— Сейчас гораздо реже встретишь, кто вообще без татуировок. Скоро люди будут ходить, говорить: "О-о-о, у тебя нет татуировок, тебя на работу не возьмут", – смеётся она.
Руслан Микаилов