Стоимость самой дорогой картины в севастопольской галерее "Арт-Бульвар" составляет около 1,5 млн рублей. Галерее в этом году исполняется 10 лет, по этому случаю корр. ИА SevastopolMedia встретился и пообщался с её бессменным владельцем — Борисом Зелинским. Он рассказал, почему, начав свой бизнес, прежде начал собирать авторов Крымской школы живописи, а затем переключился на современных художников Севастополя и Крыма. Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
Высокое в массы
— Опишите основных своих покупателей, кто они?
— Я бы разделил основных покупателей на несколько категорий. Первая — это люди, которые покупают картины на подарок. Скажем, на юбилей. Часто это может выступать не один человек, это может быть трудовой коллектив. Допустим, шефу на день рождения дарят подарок.
Вторая категория — это коллекционеры, которых интересует тот или иной срез живописи или художники. Они ищут какие-то интересные предложения. Вот мы с ними сотрудничаем.
Третья категория — это гости города. Опять же, люди, интересующиеся живописью, которым интересно посмотреть местные галереи, местных художников. Они довольно-таки часто приобретают и увозят эти работы.
Четвёртая категория — это, наверное, те, которых, так сказать, мы за годы работы воспитали. Сформировали из них потребителей предметов искусства.
Ведь мы занимаемся и просветительской работой, проводим выставки: персональные и сборные, привозим новых художников. Работаем с периодическими изданиями, там публикуем статьи о Крымской школе живописи или о творчестве отдельных художников.
Сотрудничаем и с нашими музеями. Я являюсь главой попечительского совета художественного музея им. П.С. Крошицкого. Неоднократно с ними делали разные проекты. В том числе и выставочные. Часть посетителей проникается картинами, потом говорят: "И у нас дома хорошо смотрелась бы та или иная картина". И некоторые из них потом становятся собирателями, коллекционерами.
Ну, вот это основные такие четыре категории граждан, которые являются нашими постоянными покупателями.
— Есть мнение, что в первую очередь продаются картины уже ушедших художников? Работаете ли вы с живущими авторами, с молодыми художниками?
— Галерее "Арт-Бульвар" в этом году исполняется 10 лет. На старте своей работы мы сосредоточились на работе с художниками, которые работали, в основном, в Крыму и в Севастополе в советский период. Это было вызвано тем, что Крымская школа живописи – к ней относится и художники Севастополя, – в масштабах даже Советского Союза была очень интересна, востребована, актуальна.
Были у нас авторы, которые уже тогда имели признание, их работы находятся в фондах многих музеев на всем постсоветском пространстве, не только в Севастополе и Крыме. И мне эта живопись была близка по духу. Это очень сильная школа. В советское время для того, чтобы стать художником, нужно было пройти серьёзный путь: сначала художественная школа, потом художественное училище, потом высшее художественное заведение. Была очень высокая планка мастерства.
— То есть вы не тратили время на раскрутку неизвестных имён, на поиск новых авторов?
— Мы тратили много времени и сил на поиск картин авторов. На их восстановление. Очень много картин, и это наша гордость, мы вернули к жизни. Что это значит? Картины находили в подвалах, на чердаках, в сараях. Или они могли просто пылиться под диваном. Состояние многих из них было удручающем. Находили, реставрировали в нашей реставрационной мастерской. Обрамляли в хорошие, красивые рамы, и они начинали играть новыми красками.
Много картин крымских, севастопольских художников мы вернули в Севастополь. Мы эти картины выкупали, много привезли с Украины, из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова. Даже кое-что из дальнего зарубежья возвращали на родину.
Современные авторы
— Со временем мы стали смотреть в сторону современных художников. Ежегодно проводим аукционы живописи, в каждом аукционе у нас всегда есть блок современного искусства. И на сегодняшний день активно работаем и с современными художниками. Продвигаем их, делаем выставки. И стараемся уже шагнуть далеко за пределы просто Крымской школы живописи.
Есть известные современные севастопольские художники. Ольхов, Воцмуш, которые известны далеко за пределами Крыма. Можно сказать, международного уровня художники. Современный ялтинский художник Орлов.
Присутствуют картины нашего ведущего современного художника Шипилина, симферопольского автора Дудченко, Молчановой-Дудченко, ялтинского художника Волкова. Есть работы Даши Рыбиной. Это севастопольская художница, очень современная, актуальная. У молодого художника Антона Гудзикевича ялтинские корни. У него выставки сейчас от Испании до Китая. Живёт и работает последние пару лет в Испании.
— И всё же, какой канал продажи приносит вам больше всего прибыль?
— У нас сейчас две галереи: в Ялте и в Севастополе. Но мы ещё сотрудничаем с другими галереями, с другими дилерами, а также с аукционными домами.
Есть VIP-клиенты, к которым мы приезжаем. Допустим, живут люди в своём доме на территории большой Ялты, и мы сами к ним приезжаем. И они там отбирают по месту.
Рассчитывать на то, что ты будешь сидеть в галерее и ждать, пока к тебе придут, что-то купят и будет хороший бизнес — так не получится.
— Покупают чаще всего жители Крыма и Севастополя или всё-таки из Москвы?
— Больше все-таки это гости нашего полуострова и Севастополя. Приезжают, имеют здесь недвижимость, проводят летнее время в собственных квартирах, домах, а кто-то приезжает на отдых на две-три недели. Тоже это им интересно. Есть покупатели, к которым мы едем с картинами в Москву. А на третьем месте, наверное, уже жители Крыма и Севастополя, потому что новых покупателей появляется не так уж много.
— С переходом в Россию ведение бизнеса изменилось?
— Стало интереснее. Раньше мы оперировали работой, в основном, на территории Украины. Россия же гораздо больше и по населению, и по возможностям. И больше, кажется, развиты арт-индустрия и темы собирательства, коллекционирования, меценатства. Поэтому, несмотря на такие непростые экономические времена, перспектива арт-рынка в России гораздо более интересна.
— Каким нужно быть художником, чтобы попасть в вашу галерею? Что он должен из себя представлять?
— Я считаю, что, прежде всего, художник должен получить художественное образование. Окончить как минимум художественное училище, это среднее художественное образование. У нас очень хорошее училище в Крыму имени Самокиша, в Симферополе. Это как минимум — иметь образование.
Второе — это очень много работать, совершенствоваться, искать себя. И его усилия в этом случае будут замечены галерейным сообществом или его коллегами по цеху, или местными искусствоведами.
Мы постоянно общаемся с нашими ведущими крымскими, севастопольскими художниками, с нашими искусствоведами, с нашими сотрудниками музея, они часто говорят: "Слушайте, обратите внимание, тут хорошие ребята". Или, наоборот, мы смотрим на картины художника и с представителями музея советуемся: "Что вы думаете по поводу этой живописи?". И пытаемся, чтобы наше личное мнение совпало с каким-то профессиональным сообществом, в котором уже состоявшиеся художники присутствуют, сотрудники музеев и искусствоведы.
— Что обычно первым возникает, интерес к художнику или всё-таки отправной точкой служит мнение искусствоведов или мастеров по цеху?
— Бывает по-разному, потому что ты не можешь отследить творчество всех. И иногда ты сам сталкиваешься с работами художников, которых ты ещё вчера не знал. И потом советуешься с коллегами по цеху. А бывает обратная ситуация, что в разговоре говорят: "Знаешь, появился молодой, интересный, перспективный".
— Есть ли какой-то топовый автор? Художник, картины которого берут чаще всего?
— У нас таких несколько. Есть выдающиеся крымские художники, которые известны далеко за пределами Крыма. Их уже нет в живых. На них есть устойчивый спрос. Был и при Украине, и сейчас. Это Фёдор Захаров. В этом году ему исполнилось бы 100 лет. И мы договорились о том, чтобы состоялась выставка его работ в Третьяковской галерее этим летом.
Кроме Захарова, есть Валентина Цветкова, Пётр Столяренко, Валентин Бернадский. Можно дальше продолжать, но это основные корифеи.
— А из ныне живущих?
— Я бы сказал, что востребованы Александр Воцмуш, Игорь Шипилин, симферопольцы Дудченко, Молчанова, ялтинцы Данила Волков, Антон Гудзикевич.
— Какая самая дешёвая картина в вашей галерее и какая самая дорогая?
— Ценовой диапазон может колебаться от 10 тысяч рублей до 1,5 миллионов. На нашу, крымскую и севастопольскую, живопись существует определённая инвестиционная привлекательность. С течением времени она будет дороже, сравнявшись примерно по стоимости с картинами известных российских мэтров. Или приблизится к ней.
Крым – место сакральное. В царские времена здесь отдыхала вся царская семья, российская аристократия. Отдыхали ведущие предприниматели российские, в советские времена — главы Советского Союза. И сейчас мы видим тенденцию, что строят госдачи, дома, резиденции, вкладывают много в инфраструктуру Крыма, и через какое-то время здесь будет Русская Ривьера. Сейчас мы идём в эту сторону. И, получается, а что должно висеть в домах этих уважаемых господ? Крымская живопись, которую ты за окном видишь.
На эту живопись есть определённый спрос. И даже хочется отметить, часто смотришь в Москве: висит автор, некрымский, он написал какой-нибудь пейзаж среднерусской полосы и пейзаж крымский. Ты спрашиваешь: "Сколько стоит пейзаж среднерусской полосы?" Тебе говорят: "100 тысяч". – "А Крым?". – "150". – "А почему?". – "Ну, это же Крым. Ты же видишь: красиво, солнце, ярко". Хотя картины по размеру одинаковы и с точки зрения художественного мастерства тоже одинаковы. Но наша живопись, она яркая, светлая, очень позитивная.