В этом году в Севастополе состоятся выборы депутатов в Законодательное собрание. Это будут уже вторые выборы в севастопольский парламент с того момента, как город-герой вошёл в состав Российской Федерации. Корр. ИА SevastopolMedia пообщался с председателем Севастопольской городской избирательной комиссии Сергеем Даниленко и расспросил об основных моментах предстоящей кампании.
— Сергей Андреевич, когда состоятся выборы в Законодательное собрание Севастополя?
— У нас законодательством установлены единые дни голосования. В годы, когда нет федеральных кампаний, все выборы проводятся во второе воскресение сентября, поэтому расчётный день проведения голосования – 8 сентября 2019 года.
— Когда начинается официальная агитационная кампания?
— Решение о проведении выборов депутатов объявляется Законодательным собрание не ранее чем за 100 дней до дня голосования и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если мы считаем сроки от 8 сентября, то в период с 30 мая по 9 июня Заксобрание должно назначить выборы. Это решение должно быть опубликовано в течение пяти дней в газете "Севастопольские известия". Кандидаты выдвигаются в течение 30-ти календарных дней с даты опубликования решения о назначении выборов. Агитационная кампания кандидата начинается со дня представления в Севастопольскую городскую избирательную комиссию документов о своем выдвижении.
— Как происходит выдвижение кандидатов в депутаты на выборах в ЗС?
— В состав Законодательного собрания входит 24 депутата: восемь депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 16 выдвигаются избирательными объединениями (партийные списки).
В течение 30-ти дней партийным объединениям нужно провести съезды, конференции, где проходит выдвижение, на эти конференции должны быть приглашены представители избирательных комиссий, управления юстиции по городу Севастополю, это обязательная процедура, неисполнение её может повлечь отказ в регистрации. Представители могут присутствовать или нет, но уведомление о проведении съезда, конференции должно быть обязательно. Партии выдвигают списки и также имеют право выдвигать кандидатов по одномандатным округам.
Для партий и одномандатников это всё может осуществляться только с момента проведения этой конференции.
Так называемые самовыдвиженцы, которых иногда мы называем независимыми кандидатами, в данном случае, начинают свою процедуру со сбора подписей избирателей в свою поддержку. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается после начала официальной избирательной кампании и уведомления кандидатом Севастопольской городской избирательной комиссии о своём выдвижении.
— Сколько подписей должен собрать кандидат, который идёт самовыдвиженцем?
— 3% от количества избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного округа, а городского списка мандатов составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на всей территории Севастополя. Если у нас условно 313 тысяч избирателей, то 0,5% – это порядка шести с небольшим тысяч подписей для списка. Если мы говорим об одномандатных округах, то это – чуть более тысячи подписей.
— Самовыдвиженец и кандидат, который избирается от округа это не одно и то же?
— Речь чем: есть кандидаты и депутаты тоже, которые избраны по партийному списку, а есть кандидаты, избранные в одномандатных округах, они могут быть выдвинуты как партией, так и самостоятельно. Списка самовыдвиженцев не может быть. Соответственно, в нашем Заксобрании 16 депутатов избирается по списку, распределение мандатов идёт между победившими политическими партиями, а одномандатники определяются в каждом одномандатном округе.
— Насколько закон о выборах депутатов в Законодательное собрание соответствует федеральному законодательству?
— Заксобрание 19 декабря 2018 года приняло все изменения, которые были необходимы для того, чтобы привести в соответствие с российским законодательством. Это единственный законопроект, который сразу в зимней сессии прошёл без вопросов. Мы активно взаимодействовали с Заксобранием и правительством города Севастополя по данному вопросу, кроме того консультировали представители ЦИК России.
— Есть ли у избирательной комиссии право брать в аренду рекламные площади для проведения предвыборной кампании?
— В бюджете города Севастополя на 2019 год предусмотрены средства для этих целей. Эту деятельность мы должны будем осуществлять на конкурсной основе. Комиссия имеет право давать информационные материалы, а не агитационные материалы кандидатов и политических партий. Мы информируем о том, что проводятся выборы и как они проводятся. Издаем, в том числе плакатно-листовочный материал. Размещаем его в госучреждениях и у коммерческих структур на безвозмездной основе.
Что касается билдбордов, они более затратны. Есть так называемое понятие 5% социальной рекламы. На выборах президента РФ было понимание, в том числе, и у крупных коммерческих структур, что нужно участвовать в политической жизни города, страны. Я рассчитываю, что и на предстоящих выборах мы найдём взаимопонимание с коммерческими структурами на предмет размещения этой информации за разумные цены. На президентских выборах речь шла о том, что оплачивались расходы по изготовлению и установлению растяжки, а не за размещение. Будем вести переговоры с собственниками конструкций, будем стараться и в этом году пойти по этому пути.
— Размер избирательного фонда уже известен?
— Избирательные объединения могут создавать избирательный фонд с предельной суммой – 50 млн рублей, кандидаты-самовыдвиженцы – 5 млн рублей.
— На что распределяются эти средства?
— В принципе, это определяет сам кандидат. Но речь идёт о тех мероприятиях, которые установлены законом: предвыборная агитация, организационно-технические мероприятия, оплата, в том числе, лиц, привлекаемых для сбора подписей, для агитационных мероприятий. Агитацией я называю оплату, в том числе газетных площадей, эфира, сетевых объёмов, которые даются, изготовление печатной продукции, расклейка, разноска, услуги "Почты Крыма" и т. д. Кстати, избирательные объединения и кандидаты могут и на безвозмездной основе привлекать своих сторонников, должно быть это прописано в договоре, что они привлечены на безвозмездной основе.
— Может ли кандидат превышать эту сумму?
— Возникали ситуации, когда пожертвования превышали установленную сумму, это не является нарушением. Но использовать кандидат или избирательное объединение имеет право только установленную сумму, а остальные должны вернуть жертвователям пропорционально.
Превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда является основанием отказа в регистрации кандидата.