Некоторым из них более сотни лет, другим чуть больше или немного меньше… Тем не менее, каждый из них "видел" в своих стенах судьбы различных людей, их истории и апофеоз жизни. Дома…Сколько их в Севастополе… Прогуливаясь по узким улочкам города, бредя по старинной, еще сохранившейся местами брусчатке, проходишь мимо старых зданий, к которым невольно приковывается взгляд. Интересно, кто жил когда-то в этом доме? А в этом?
ИА SevastopolMedia предлагает пройтись по центру Севастополя вместе с экскурсоводом Львом Львом и узнать немного о том, чьи же бывшие владения мы видим чуть ли не каждый день.
Например, штаб флота — красивое, ухоженное здание. А когда-то на этом самом месте был…
-Дворец главного командира. Построен он был даже как не штаб флота, а как в том числе и место жительства командующего флотом. Не везло обитателям этого дворца. Вспомните адмирала Чухнина. В 1907 году командующего застрелили. Были среди командующих очень известный нам адмирал Колчак, командующий адмирал Немитц. Очень интересный человек. В 1905 году он защищал матросов именно как общественный защитник. Матросов арестовали на "Потемкине" и на "Пруте", он думал, что человек 20 будет подзащитных, а оказалось, что 200. Приговорили 4 человек к расстрелу. Немитц не смог повлиять на это. Но остальным он облегчил участь. Его судьба была очень интересна. Когда была революция, он перешел на сторону красных. Был потом командующим флотом. И дожил до преклонных лет. Жил на Горке, — рассказал экскурсовод Лев Лев.
Штаб Черноморского флота. Фото: Wikimapia
Штаб флота, который мы видим сейчас, построили на месте того самого Дворца , который был разрушен во время Великой Отечественной войны . Напротив , внизу на улице Ленина (бывшая Екатерининская ) находится музей Черноморского флота. По словам гида, он появился не просто так, а располагался изначально в доме рядом.
— Внизу была Екатерининская улица.
Мы с вами идем по Чесменской улице. Сейчас это Советская. Проходим дом Тотлебена , почетного гражданина. Потом Тотлебен свой дом передал под музей обороны Севастополя. Когда количество экспонатов превысило возможности этого дома, решили построить сам музей на противоположной стороне.
Уже во время последней войны этот дом был разрушен. Там очень долго была подпорная стенка. В какое-то время и эта стенка рухнула. И все начали грешить, что это вода, не сделали дренаж и так далее, но на самом деле весь вопрос в том, что укрепляли своды подземных тоннелей и стена не выдержала вибрации — говорит гид.
Ну, а мы продолжаем прогулку и идем от штаба флота вверх по холму, который, оказывается под землей весь изрыт, словно кротовыми норами. Эти первые тоннели начали делать еще до Крымской войны. Есть такое предположение, что произошло это, когда начали строить Владимирский собор, то есть до Крымской войны. Под предлогом и делали паттерны для скрытой переброски войск в пределах Севастопольской крепости.
Усыпальница адмиралов. Фото: ИА SevastopolMedia
Это сейчас район от штаба флота до Владимирского собора представляет собой престижное, ухоженное место, а раньше, еще до решения адмирала Лазарева о планомерной застройке, весь холм, застраивался хаотично и назывался холмом беззакония. Здесь находились лачуги и народ, проживавший в них, особой нравственностью не отличался. То и дело происходили грабежи, разбои, даже полицейские лишний раз старались не показываться в этом бандитском районе.
И когда адмирала Лазарева уже достали постоянными жалобами об очередном ограблении и кутеже он приказывает снести все лачуги. Но! У кого сносили дом, тому давали денежную компенсацию, чтобы человек смог построить себе новое жилье.
Не доходя до Владимирского собора, можно увидеть Башню ветров — это одно из сооружений со времен Лазарева.
— Вообще это считается вентиляционной башней морской библиотеки. Сама библиотека находилась здесь после Крымской войны. Но возникает вопрос: зачем библиотеке такая мощная вытяжка? Если для вентиляции, то откройте окна и вентилируйте. Опять же это не более чем предположение , что она была построена для проветривания подземных ходов и крепостных коммуникаций, которые ведут отсюда на телефонную и минную пристань, — говорит гид.
Башня ветров. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia
А мы тем временем выходим к Владимирскому собору.
Рядом с собором стоят послевоенные здания. Имеется ввиду после Великой Отечественной войны. Там где за невысоким забором сейчас находится дом командующего флотом было здание железнодорожного училища. На месте памятника Ленину стояла гимназия Ахновской. Это был красивейший дом , который называли домом Аненкова. После войны оно было разрушено на 40%, не более того. Его можно было сохранить. Но надо было ставить памятник Владимиру Ильичу. Разрыли площадь, поставили памятник. Вот там — на спуске Владимирского стоит небольшой дом , где и снимал квартиру брат Ульянова-Ленина — Дмитрий Ульянов, когда он как военный врач жил в Севастополе. Сейчас в этом домике находится паспортный стол, — рассказывает Лев Лев.
Оказываемся на улице Марата. Раньше это была улица Ушаковская . Здесь, на спуске, если спуститься к лестнице на улицу Ленина (бывшую Екатеринискую) по левую руку стоит дом купца Рябошапко. Купец первой гильдии выстроил его для себя, но в то же время часть квартир сдавалась в аренду. Часть улицы называлась Ушаковский спуск. На углу Ушаковской улицы и Екатерининской, а нынче — Марата и Ленина была почта. Это был так называемый дом Берга, который сдавал свой дом в наем почтовому ведомству в 1889 году за 600 рублей в год. Это немало.
— На этой улице , но уже в районе Владимирского собора в свое время ограбили капитана первого ранга Хомутова Льва Давыдовича. 150 рублей по тем временам были огромными деньгами. Фамилия Хомутов нам больше известна по названию Хомутовая балка, — говорит Лев Лев. Там сейчас находится известное многим севастопольцам место — Максимова дача.
Продолжаем путь по бывшей улице Собороной, а нынче это улица Суворова
— Там, где сейчас находится лицей № 1, раньше была гимназия, которая ведет свой отчет с 1914 года. В первую мировую войну здесь был госпиталь раненые. Николай Второй посещал их в 1914 и в 1916 году.
Если пройти чуть дальше, во дворе дома был флигель, где жил Петр Петрович Шмидт. Сейчас там памятная доска, — показывает экскурсовод.
Кстати, что касается пресловутого вопроса о детях лейтенанта Шмидта…. Это отнюдь не Шура Балаганов и Остап Бендер. После революции самозванцев действительно было много. Были даже дочки анархиста князя Кропоткина, а уж сколько гуляло детей лейтенанта Шмидта — не пересчитать.
Команда крейсера "Очаков" за две недели до восстания 1905 г. и лейтенант Шмидт (в верхнем правом углу). Фото: Д. Пудичев — Журнал "Нива", № 49, 1905
У Петра Петровича Шмидта действительно был сын Евгений, который по сути дела рос с ним. Отца очень любил. Во время восстания на крейсере "Очаков" парень сам добрался до восставшего корабля на ялике и был все время с отцом. Когда всех арестовали, задержали и Евгения, но отпустили как несовершеннолетнего. Кстати революцию 1917 года он не принял. Участвовал в белом движении, уехал в эмиграцию. Умер уже в 1950 х годах в Париже. К слову, это был ученик Константиновской гимназии, которая сейчас называется 3 школа.
И таких домов и зданий в Севастополе еще очень много, которые заслуживают отдельного внимания. Поэтому, продолжение следует…