Севастополь для многих туристов ассоциируется с городом воинской славы, городом-героем, где в изобилии достопримечательности, связанные с военной тематикой. Это город, где особая атмосфера, особый народ, который гордо именует себя – севастопольцами. Но ведь Севастополь — это не только военная тема. Сюда приезжали известные писатели, художники и прочие деятели искусства, вдохновляясь и посвящая городу свои романы, песни, стихи… Севастополь – это еще и кладезь различных легенд, мифических историй, связанных с жизнью горожан и исторических объектов. Это… впрочем, обо всех гранях этого удивительного города можно узнать из книги "Легендарный Севастополь", которую написал журналист, писатель Антон Меснянко. Корреспонденты ИА SevastopolMedia пообщались с автором книги и узнали, как он собирал по крупицам информацию о городе и о чем конкретно его книга.
— Что именно Вас подвигло к написанию книги и почему именно о Севастополе?
– Должен сказать, что писательством я всегда увлекался. Это моя профессия, я журналист. Семь или восемь лет назад написал несколько путеводителей по Крыму и крымским городам. Написать книгу – это программа максимум для каждого журналиста. Что касается тематики, я в Севастополе родился, жил здесь все время за исключением нескольких лет, когда учился и работал в Москве и Питере.
Увлекался с ранних лет историей города, его легендами. Поэтому эта тема мне была всегда близка и понятна. Собрать все легенды под одной обложкой была инициатива издательства, но я с охотой откликнулся на это предложение и отдал всего себя этой работе.
— Сколько по времени занял процесс написания книги?
– Книга писалась на протяжении 2015 года. Я ей не занимался с утра до ночи, но в течение целого года собирал материал, читал разные книги, встречался с людьми, прошерстил интернет на предмет разных интересных историй, баек, легенд. Просто садился и пытался вспомнить, какие истории знаю сам. Поэтому в сборнике часть историй, которые я знал с детства, часть, которые все севастопольцы знают и которые являются элементом городского фольклора, а также те, которые севастопольцы передают из поколения в поколение и приезжим. Здесь собрано более 60-ти коротеньких рассказов, они поделены по историческим периодам. Мы долго думали, как лучше сгруппировать, но решили, что самое правильное будет сделать по этапам. Первая часть связана с историями от основания города до Крымской войны, потом – с Крымской войной, потом – концом XIX века, Великой отечественной войной и современностью. Последняя глава заключает в себе истории о всякой нечисти, барабашках, духах и призраках.
Легендарный Севастополь. Фото: ИА SevastopolMedia
— Это во многом уникальная работа, потому что ни одной книги или сборника городских легенд и баек Севастополя до этого не было. Какие источники информации использовали? Приходилось заходить в севастопольские дворы, бывать в глубинках и общаться с местным населением?
– Именно по улицам я не ходил и жителей не опрашивал. Просто пытался точечно общаться с историками, краеведами и они рассказали несколько историй, которые мало кто знает. Поэтому среди историй в книге есть и довольно популярные.
Например, о Херсонеском белом монахе, затоплении кораблей, "Черном принце" в Балаклаве и так далее. Но есть и несколько историй, которые годятся, чтобы стать полноценной городской легендой, но которые мало кто знает.
Мне казалось важным записать не только эти популярные истории, но и малоизвестные, потому что они раскрывают город, позволяют узнать его с новой стороны
— А вот это интересно... О монахе многие слышали, а какую малоизвестную историю вы можете сейчас рассказать?
– Мне нравится история про захоронение рядом с Малаховым курганом тела одного из вождей белого движения Михаила Гордеевича Дроздовского в годы гражданской войны. Он погиб под Ростовом-на-Дону. Во время одного из боев с "красными", когда Белая армия отступала с Дона, Кубани, а потом и с Крыма, они взяли гроб с телом командира с собой, потому что боялись, что если его похоронят, то придут "красные" и надругаются над телом. Дроздовский был одним из лидеров "белого" движения. Когда стало понятно, что из Севастополя "белым" частям тоже придется отступать, его тело похоронили рядом с Малаховым курганом, там было старое кладбище, на том месте, где сейчас торчат мачты стадиона, где кинотеатр "Севастополь", раньше был доковый овраг и там находилось кладбище, где была похоронена Даша Севастопольская и другие известные люди, связанные с первой обороной. Но, чтобы никто не догадался, они поставили малоприметный деревянный крест и на нем написали, что здесь похоронен Михаил Гордеев.
О том, где находится его могила, знали всего пять человек, которые его хоронили. Они надеялись, что уходят в эмиграцию не на всегда, что война будет продолжаться и они потом вернуться в Крым и смогут тогда уже со всеми воинскими почестями похоронить своего командира. Но, как мы знаем, этого не произошло и это место так и осталось известно этим пяти людям и больше никто на свете этого не знает.
Сейчас любые попытки провести какие-то раскопки или что-то об этом узнать не представляется возможным, потому что во время войны вся эта территория подверглась бомбардировке. Все уже перемешано, а овраг, где находилось кладбище, просто засыпали после войны, построили кинотеатр и стадион. Поэтому точное место упокоения Дроздовского доподлинно неизвестно. Но что интересно, его родной отец участвовал в первой обороне Севастополя и воевал на Малаховом кургане. Так получилось, что отец воевал и защищал Севастополь, а в 500 метрах от него спустя много десятилетий нашел последний покой сын.
Легендарный Севастополь. Фото: ИА SevastopolMedia
— В книге немало глав посвящено мистическим историям. Например, о "нехорошем доме"? Что за дом такой?
– Есть такой на улице Суворова на центральной горке.
Это старинный двухэтажный дом, который выделяется среди всех прочих, потому что там все дома либо жилые, либо административные, а один дом стоит полностью заброшенный, с пустым окнами, закопченными стенами и потолком. До войны там находилось какое-то административное учреждение, но во время войны, когда немцы захватили город в 1942 году, в этом доме они расположили штаб гестапо.
Гестаповцы прямо во дворе этого дома расстреливали партизан и коммунистов. Местные краеведы говорят, что на подпорной стенке следы этого можно рассмотреть. С тех пор после войны несколько раз пытались этот дом привести в порядок. Его реставрировали, восстанавливали, но когда вселялось очередное учреждение, что-нибудь происходило: то потоп, то пожар, то рушились перекрытия. Так с тех пор здание стоит заброшенное, на него махнули рукой.
Но должен сказать, что я не делал четкого разделения между исторической правдой и вымыслом экскурсоводов или местных жителей. Легенда ценна сама по себе, как литературное произведение, как факт культурной жизни. Эти истории отражают дух города, добавляют некоторые штрихи в образ Севастополя, в его портрет, и поэтому все легенды интересны самим по себе вне зависимости от того, насколько они правдивы или вымышлены.
— Хочется еще чего-нибудь мистического!
— Например, история, связанная с духом Лазаревских казарм. Там живет или жил дух адмирала Лазарева, который был не доволен тем, что при открытии университета обещали, что восстановят памятник, стоявший перед зданием казарм до 1928 года, пока его не взорвали. До сих пор обещание не исполнено, и дух недоволен. Интересно, что много таких историй рождается из рассказов обычных жителей Севастополя.
А вот история про Херсонесский колокол. Многие говорят, что во время Крымской войны его увезли во Францию, и он даже какое-то время провисел на колокольне Нотр-Дам де Пари и сам Виктор Гюго, когда писал роман "Собор парижской богоматери", к нему поднимался и бил в него. Но это история, придумана севастопольцем, который работал на раскопках в Херсонесе археологом. Когда к нему приехали московские корреспонденты и просили рассказать интересную историю, он выдал экспромт, и это пошло в народ. Действительно сложно теперь представить, что ты кого-то приведешь в Херсонес и не расскажешь эту истории. Пусть эта история и выдумка от начала до конца, но она все равно передает дух Херсонеса.
Легендарный Севастополь. Фото: ИА SevastopolMedia
— Кстати, Севастополь ведь был еще и культурным центром. Взять хотя бы гостиницу "Кист", где останавливалось столько знаменитых писателей и деятелей искусства. Например, Толстой написал здесь свои знаменитые "Севастопольские рассказы"…
– Действительно здесь много связано с писателями. Для многих Севастополь и Крым занимали особое место в жизни и творчестве. Но в рамках этой книги у меня мало историй, связанных с писателями. Можно вспомнить разве что историю про Александра Ивановича Куприна, который, как известно, несколько месяцев прожил в Балаклаве и за этот короткий период настолько проникся духом Балаклавы, что она стала для него родной, а он для нее — своим человеком. Это уникальный случай, когда человек настолько подошел к месту, а место к человеку. Глава "Закусывать надо" – это как раз про то, как Куприн проникся духом листригонов, независимостью балаклавских рыбаков, их свободолюбием.
Есть легенда, что во время одной из пирушек в порту вместе с рыбаками они погрузились на извозчиков и отправились в Севастополь на главпочтамт, там они отправили телеграмму в канцелярию его величеству о том, что балаклавские рыбаки объявляют о своей независимости, и что теперь Балаклава будет независимым государством. Такую декларацию независимости послали прямо в Петербург. Там этому не удивились, потому то они поняли от кого это письмо и прислали короткий ответ: "Куприн, закусывать надо" и конфликт был исчерпан.
— Какой исторический персонаж вам наиболее близок, про которого вы написали в книге?
— Матрос Кошка. Он был очень храбрый, неунывающий, с великолепным чувством юмора и все тяготы и невзгоды воинской службы и обороны Севастополя он переносил, не унывая. Своим позитивом, оптимизмом, бесподобным чувством юмора и отношением к жизни он подпитывал своих собратьев по оружию, и это тоже поднимало боевой дух тех, кто защищал Малахов курган. С ним связано много интересных и забавных историй, который я передал в книге. Например, про то, как матрос Кошка проникал в стан неприятеля, пытаясь добыть информацию и привести "языка". Была такая история, что
один раз он пробрался в лагерь французов, которые сидели вокруг костра, варили похлебку из говядины, разговаривали и не ожидали никакого подвоха. Матросу Кошке очень захотелось есть, он был хозяйственным украинским крестьянином и тащил с собой с передовой все: ружья, обмундирование, амуницию И тут он смотрит, что аппетитная говяжья нога варится в котелке, и ему очень ее захотелось. Он закричал диким голосом "В атаку! Ура!" и выскочил к костру,
пнул котелок, чтобы вода вылилась, залила костер и вокруг были клубы пара и полная неразбериха. Схватил эту ногу и был таков. У французов действительно началась паника, потому что они решили, что раз такой рядом крик, значит русские пошли в наступление, нужно ретироваться, им и в голову не пришло, что солдат мог быть один.
Легендарный Севастополь. Фото: ИА SevastopolMedia
— Есть в книге и не юмористические истории, ведь в Севастополе за много лет происходило немало и трагических событий…
– Например, про "Шампанскую трагедию" — это грустная история, связанная с подземным госпиталем, который в годы войны существовал в том месте, где сейчас находится мост через реку Черную рядом с железнодорожной станцией. В том месте видны скалы, а в них высечены комнаты. Там был монастырь, а рядом огромный каменный хаос, развороченные глыбы, как будто гора взорвалась. Действительно так было, потому что в годы войны там был подземный госпиталь, точнее, были штольни винзавода, где хранилось шампанское, а гора так и называлась "Шампанская гора". В этих подземных штольнях сделали госпиталь во время обороны, потому что город все время бомбардировали и сложно было найти защищенное пространство. Но в 1942 году, когда стало понятно, что город придется сдать, события разворачивались по двум версиям.
По одной версии – жители подземного комплекса не успели эвакуироваться вместе с армией и остались в этих штольнях и немцы, захватившие город, недолго думая забросали взрывчаткой все штольни. Взрыв был такой мощности, что гора взорвалась изнутри и все люди заживо оказались погребены в этих скалах. По другой версии – в НКВД при отступлении поняли, что всех не успеют вывести. И в тоже время оставлять госпиталь, где немцы могут захватить людей и узнать военные секреты или просто использовать подземные ходы в своих целях, нельзя. Решили все взорвать.
Какая версия правдива, историки до сих пор точно не знают, но тем не менее достоверно известно, что там погибло много людей, в том числе мирного населения. Эти ходы до сих пор находятся под охраной военных, потому остается много неразорвавшихся снарядов.
— Вы сказали раннее: "легенды и истории добавляют штрихи в образ Севастополя" … Какой он для вас?
– Севастополь пытаются преподнести гостям города так, что это город герой, трех оборон, что здесь каждый камень полит кровью, что тут на каждом углу можно ставить памятник и так далее. Но мне в книге хотелось показать, что
Севастополь живой город, живой организм, который живет здесь и сейчас. Поэтому превращать город в мемориальный комплекс, где должен быть только дух памяти о каких-то славных боевых страницах и исторических событиях, неправильно.
Прежде всего из уважения к десяткам тысяч людей, которые отдавали жизни не ради того, чтобы здесь был город-кладбище, а ради того, чтобы здесь была жизнь. Чтобы все цвело, пахло, звучал детских смех. Хотя бы поэтому мы должны сделать город живым. Мне хотелось убрать глянец и гранит, ореол мужественности, за которым порой теряется живые стороны города.
Херсонес — место силы. Фото: ИА SevastopolMedia
— Какой тираж и где книгу можно приобрести?
– Обычно издательство "Альбатрос", которое выпустило книгу, выпускают книги тиражом 3-5 тысяч экземпляров, но в этой книге указано 300 экземпляров. Дело в том, что мы печатали маленьким партиями в разных издательствах по экономическим соображениям. Но предполагался тираж в 3 тысячи экземпляров с последующим переизданием, если будет спрос и если книга будет востребована. А приобрести книгу можно в книжных магазинах, которые раньше назывались "Гала". Я не знаю, как сейчас называется эта сеть, они есть по всему городу. Есть на площади Лазарева в магазин, который раньше назывался "Умные книги" и в киосках Союзпечать, которые по всему городу стоят. Если нигде не встретится книги, то можно обратиться к издательству, у них есть группа "Вконтакте".
— О чем еще хотелось бы написать?
– Я буду продолжать писать о Крыме и Севастополе. На уровне замысла есть идея написать о знаменитых поэтах, художниках, писателей, которые жили и творили в Севастополе.
Материал для следующей книги я уже собираю и что-то пробую писать. Спустя какое-то время доведу этот проект до конца. Думаю, это будет интересно. Кстати, если книга о писателях выйдет, то Анне Ахматовой в частности будет уделено много внимания, потому что она не просто жила здесь рядом с Херсонесом и часто там бывала, но и из-за того, что она считала, что Херсонес – это лучшее место на земле. Для нее это было неким местом силы. По ее словам, дар ее таланта, ее стихотворный дар проснулся именно в Севастополе.
вступайте в группу SevastopolMedia ВАЖНОЕ в WhatsApp и узнавайте все самые важные новости Севастополя |