SevastopolMedia, 30 декабря. Мой собеседник — курсант первого курса Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова. За спиной Александра М. — участие в специальной военной операции. О том, как он принял решение встать на защиту Родины, о его боевом пути и мотивации связать свою дальнейшую жизнь на профессиональной основе с Военно-Морским Флотом, будущий офицер рассказал корреспонденту флотской газеты и нашим читателям. Материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).
— Я родился в Москве, а отец мой родом из Севастополя. И вообще, я из семьи потомственных офицеров Военно-Морского Флота. Мой прадед — ветеран Великой Отечественной войны. До 22 июня 1941 года учился в Севастопольском военно-морском училище по подготовке командных кадров для кораблей и частей флота, имевшем наименование "2-е военно-морское училище" (так в довоенное время называлось училище, в наши дни это ЧВВМУ имени П.С. Нахимова), — рассказывает первокурсник. — Прадед участвовал в обороне Севастополя. В июле 1942-го отступил вместе со всеми в очень сложной военной обстановке на мыс Фиолент, потом оказался в Новороссийске. Четыре года учился, продолжая получать военное образование в Мурманске. Немного повоевал до самого взятия Берлина. Потом в звании капитана 1 ранга служил в Севастополе . Ушел из жизни в 1990 году. Его имя занесено в памятную книгу "Оборона Севастополя и его славные защитники". Горжусь им.
Его родители, отец и мама — строители, инженеры-проектировщики. Сам он тоже строитель по профессии, окончил Московский автомобильно-дорожный институт.
Кстати, его дед по линии мамы — тоже геройский офицер, подполковник, служил в авиации, летал на тяжелом транспортнике ИЛ-76.
— В 2015–2016 годах я проходил службу по призыву в подразделении Воздушно-космических сил. В 2016 году подписал контракт и приехал в Севастополь служить в частях РХБЗ Черноморского флота, — продолжает будущий военно-морской офицер. — Получил сержантское образование военного химика и по истечении контракта уволился и ушел на "гражданку". Работал в разных организациях. Затем жил и трудился в Москве, очень хотел завести семью и жить своим домом, но 6 августа 2024 года — мне этот день особенно памятен — увидел в теленовостях, что враг зашел на территорию моей страны в Курской области.
На тот момент мои друзья уже участвовали в СВО, и мне нужно было спешить подставить им свое плечо. Поэтому, узнав о вступлении украинских войск в Курскую область, я в тот же день принял решение защищать свою страну. Я не мог терпеть, видя, как враг зашел в Курскую область! Не мог терпеть, зная, что враг убивает граждан моей страны! И я не ошибся, приняв такое решение.
У меня было много друзей с Кавказа — чеченцев и дагестанцев, с которыми я учился в школе, многие из них воевали в составе подразделения "Ахмат". Поэтому я не стал обращаться в военкомат, а просто собрался, обнял отца и маму, сестру, простился с любимой девушкой, позже я на ней женился, купил билет от Москвы до Грозного и поехал. В середине сентября был уже в Гудермесе. Там я подписал краткосрочный контракт, прошел двухнедельную экспресс-подготовку в тренировочном лагере и военным бортом в составе добровольческого формирования специального отряда быстрого реагирования "Ахмат" улетел в Ростов-на-Дону, — рассказывает мой собеседник. — Потом в другом лагере инструкторы готовили из нас настоящих бойцов…
Затем нас доставили на курское направление. На распределительном пункте назначили в различные подразделения, представили наших командиров. А противника в то время только-только остановили, не давая ему возможности расползаться по территории области.
Что потом. Октябрь–ноябрь 2024-го. Первоначально у меня позывной был "Мальборо" — в составе подразделения БПЛА. Был вторым номером, взрывотехником. Что это значит? Я готовил "птицу" к полету — закреплял аккумуляторы, боеприпас, ставил детонатор, включал питание, потом отбегал в сторону и докладывал, что "птица" готова. Затем у нас произошла перегруппировка, и я попал в штурмовой отряд гранатометчиком. Бойцы быстро научили меня стрелять из РПГ, и мы рванули в бой. Потом я участвовал в зачистке одного из поселков Курской области. Враг оттуда ушел, и мы убирали мины, проверяли подвалы, закреплялись на новом рубеже.
Рядом с нами были подразделения Министерства обороны. Там же мы встречали и подразделения отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота. Доблестные ребята, ничего не скажешь! Затем меня направили ликвидировать бронетехнику и крупные блиндажи.
— Как я работал? — вспоминает Александр.
Рассказ курсанта приобретает вид непередаваемого никакими словами прерывистого повествования. Курсант очень волнуется. События в его воспоминаниях предстают дерганые, изломанные, скомканные.
— Поступает команда "контакт"… Мы идем, по нам стреляют… Свистят пули, мы падаем, ползем к деревьям, скрываемся за ними… Враг — в соседней лесопосадке, он работает по нам… Деревья разлетаются в щепы… Мы понимаем, что нужно отползать куда-нибудь в сторону… Ждать нельзя — прилетит FPV-дрон или начнут бить артой. Чтобы уберечься, отползаем в сторону. Тишина, мы ждем….
Прошу его рассказать о каком-нибудь конкретном случае, произошедшем на линии боевого соприкосновения.
— Как я стрелял из гранатомета? История такая. Мы сидим на позиции, в двухэтажном здании. Начинается накат в нашу сторону — со стороны неприятеля грохочет техника, дроны летают… Первую вражескую технику подбивают "Ланцетом"… Затем — затишье… Потом нам дали команду переместиться к другому рубежу. Лежу вместе со всеми в укрытии, обороняюсь… Увидел единицу бронетехники врага "Козак". Получил команду открыть по ней огонь из РПГ… Выхожу из-за угла здания. Выстрелил. С первого выстрела поразить не удалось, снаряд взорвался рядом, машина противника задымилась. Дал второй раз из РПГ. "Козак" — в хлам. Даже выскочить из него никто не успел, все сгорели внутри. До сих пор в памяти моей картина: слева и справа — лесопосадка, а "Козак" — посередине, объятый пламенем… — следует достаточно наглядный ответ.
— Другая картина. Заходим в поселок, чтобы зачищать его и закрепиться на окраине. Вдруг из соседней лесопосадки по нам начинает работать пулемет. Падаем на землю, расползаемся, прячемся в соседнем здании, отвечаем огнем по врагу. Но что такое пулемет и что такое автомат — это две большие разницы! Мне командуют: "Поразить из РПГ вражеский пулемет". Поднимаюсь этажом выше, даю четыре выстрела — всем, что у меня тогда было. Наши наблюдатели сообщают: "Там задымилось все, пулемет затих". Потом, когда мы выдвинулись в сторону неприятеля, я сам увидел, что натворил мой РПГ — одни ошметки, — вспоминает он.
В завершение нашего разговора Александр рассказал о том, как принял решение поступать в военно-морской вуз:
— В конце марта прошлого года закончился срок моего контракта. Я вернулся в Москву, получил удостоверение ветерана боевых действий. Потом приехал в Севастополь и подписал контракт на прохождение службы в одном из подразделений Черноморского флота. Командиры той части и предложили мне поступить в ЧВВМУ имени П.С. Нахимова. Я согласился.
Почему? Потому что у меня солидный опыт участия в боевых действиях, и этот опыт нужно передать будущим командирам.
А еще я понимал, что передо мной, как у мужчины, носящего погоны, открывается путь для качественного роста, а это очень важно и для самоутверждения, и для дальнейшего собственного развития. Скрывать не буду, принимая решение о поступлении в ЧВВМУ имени Нахимова, я, конечно, думал и о своих прадедах. Как бы они, участники Великой Отечественной войны, отнеслись к моему желанию стать военно-морским офицером? — задавался я вопросом. И понимал, что, если бы они были живы, они бы обязательно согласились с моим решением. Поэтому я сдал экзамены и успешно поступил в училище. А пока не получил приказ о зачислении, женился на любимой девушке.
В ЧВВМУ имени П.С. Нахимова курсант Александр М. имеет воинское звание старший матрос. Есть у него ведомственные награды — медаль "За участие в специальной военной операции" и медаль "За освобождение Курской области". В училище офицеры быстро увидели в курсанте Александре М. лидера и назначили его сначала на должность командира отделения, а затем — заместителя командира взвода.
Владимир ГУБАНОВ