В копилке Севастопольского Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН (ФИЦ ИнБЮМ) более 130 открытых видов животных и растений за последние 10 лет, необычные и интересные исследования и готовые решения для пищевых производств, косметологии и сельского хозяйства. Заместитель директора по научной работе ФИЦ ИнБЮМ, кандидат биологических наук Екатерина Скуратовская рассказала корр. ИА SevastopolMedia о том, над чем трудятся севастопольские ученые.
— Екатерина Николаевна, говорят, что институт работает не только в морских пучинах, но и на суше. Так ли это?
— Совершенно верно, в 2019 году филиалом ФИЦ ИнБЮМ стала Карадагская научная станция с государственным природным заповедником, которая занимается в том числе и изучением наземных экосистем. Благодаря такой реорганизации, в институте проводятся исследования на стыке биологических, экологических, географических и геологических наук. Классическим направлением для филиала является комплексный подход к изучению регионального биоразнообразия.

Е. Н. Скуратовская. Фото: Алексей Парамонов, ИА SevastopolMedia
Сотрудники ФИЦ ИнБЮМ занимаются изучением биоресурсов Мирового океана и наземных экосистем, созданием программ их рационального использования, сохранения видового разнообразия. Ведутся радиохемоэкологические исследования. Ученые изучают структуру и функционирование водных и наземных экосистем, развивают биотехнологии и аквакультуру. Разбираются, как адаптируются морские организмы к различным условиям существования, в том числе к жизни в экстремальных условиях.

Карадагская биостанция. Фото: Пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ им. О. Ковалевского РАН
— Но в этом филиале вы работаете и с морскими животными?
Ещё в конце 1960-х годов Карадагская научная станция стала первым учреждением в Советском Союзе, поместившим дельфинов в условия бассейна. Сегодня на станции работает Центр изучения и адаптации морских млекопитающих, в котором исследуют и оценивают систему коммуникации афалин. К примеру, с помощью специальных гидрофонов наши сотрудники регистрируют звуки, издаваемые дельфинами, так называемые "свисты-автографы". Они сродни отпечаткам пальцев, у каждого дельфина свой уникальный свист.
Благодаря этому удалось выявить ключевые акватории сезонного и круглогодичного сосредоточения дельфинов, впервые были детально описаны сообщества афалин.

Черноморские дельфины. Фото: Пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ им. О. Ковалевского РАН
В 2024 года у нас появился еще один филиал — Научно-исследовательский центр пресноводной и солоноватоводной гидробиологии. Это бывшая Херсонская гидробиологическая станция. На ее базе проводятся исследования биоразнообразия и продуктивности пресноводных и солоноватоводных экосистем, их трансформации под воздействием естественных факторов среды и человеческой деятельности.
— В составе ИнБЮМ есть и научно-исследовательский флот. Из чего он состоит и какие исследования выполняет?
— Наше научно-исследовательское судно "Профессор Водяницкий" — флагман российского научного флота на юге России, который способный выполнять широкий спектр морских научных исследований. В советское время судно побывало в различных регионах Мирового океана. В том числе в Индийском океане, в Средиземном и Красном морях. На пяти маломерных судах института проводятся исследований в прибрежных акваториях.

НИЦ "Профессор Водяницкий". Фото: Пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ им. О. Ковалевского РАН
Благодаря расширению географии исследований, сотрудничеству как с российскими коллегами, так и с зарубежными партнерами, нам удалось получить интереснейшие результаты, соответствующие высокому мировому уровню. Например, за последние 10 лет нашими сотрудниками было открыто более 130 новых для науки видов, как в водных так и в наземных экосистемах.
— Ваши коллеги сделали много открытий, и мы обязательно расскажем о них подробней в следующей статье. А сейчас расскажите о самых любопытных работах.
— Интереснейшие исследования проводятся в глубоководных районах Чёрного моря. Ещё в середине прошлого века, благодаря открытиям сотрудников института — выдающихся учёных, было доказано, что даже в сероводородной зоне, которая раньше считалась "мертвой", есть жизнь. Результаты наших исследований это уверенно подтверждают, даже в сероводородной зоне ученые постоянно открывают новые виды.

Исследования на палубе научного судна. Фото: Пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ им. О. Ковалевского РАН
В последние годы на основании оригинальных данных сотрудниками института впервые создана сводка таксономического разнообразия двух групп бентосных простейших, которые живут в этих глубинах. Это фораминиферы и громииды Черного и Азовского морей.
Они населяют глубины до 300 метров. А сероводородный слой начинается с 200 метров, в некоторых районах он даже выше.
Также в последние годы были существенно расширены представления о таксономическом разнообразии, экологии, закономерностях распространения планктонных сообществ в Мировом океане, представляющих важнейшее звено пищевой цепи океана.
— Помню, как-то говорили о выявлении особых экосистем подводных гротов...
Да, научные сотрудники института обследовали Екатерининский, Ревущий и Безымянный гроты, а также канал знаменитого Балаклавского подземного музейного комплекса. Ученым удалось совершить несколько экспедиций в эти уникальные места, отобрать материал и сделать интереснейшие открытия, одним из которых стало то, что в них существуют целые экосистемы. Они уникальны, отличаются от типичных морских прибрежных экосистем.
Там были открыты новые виды не только для Черного моря, но и для науки в целом. У некоторых представителей ракообразных были выявлены нетипичные для конкретной группы организмов физиолого-морфологические особенности. Например, креветки с осветленными покровами, не характерными для обычных мест обитания; среди пещерных амфипод обнаружены взрослые особи с глазными ямками без пигментов.
— Расскажите коротко, какие новейшие исследования ведет институт?
— Исследование вирусов в морской среде. Вирусы — это микроскопические частицы, способные заражать живые организмы, включая человека. Они встречаются и в Мировом океане и могут инфицировать гидробионтов. В нашем институте это одно из новых направлений, в рамках которого работают две группы ученых. Одна группа изучает альговирусы — вирусы, заражающие морские микроводоросли. Вторая группа сосредоточилось на количественной оценке вириопланктона — сообщества вирусов в толще воды.

Лаборатория ИнБЮМ. Фото: Алексей Парамонов, ИА SevastopolMedia
Благодаря современным методам исследования, таким как эпифлуоресцентная микроскопия и проточная цитометрия, получены первые для Чёрного моря данные по численности и пространственному распределению вириопланктона в прибрежных и глубоководных районах.
— Мы обязательно вернемся к этому вопросу в следующих публикациях и расскажем о них подробнее. Скажите, исследования ученых имеют и какие-то прикладные результаты?
— Примером могут служить наши работы по изучению уникальных экосистем гиперсоленых озер Крыма. Несмотря на экстремальные условия существования, в них обитают различные виды гидробионтов. Изучение состава, структуры и механизмов функционирования таких экосистем имеет не только важное фундаментальное, но и прикладное значение.

Кладофору изучает Александр Празукин. Фото: Пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ им. О. Ковалевского РАН
На основании полученных результатов сотрудниками института показана перспективность развития аквакультуры в гиперсоленых водоемах Крыма, предложены виды, которые можно успешно и экономически выгодно культивировать в них.
— Еще одним очень перспективным направлением работы института стали вопросы, связанные с культивированием микроводорослей и моллюсков. В этом направлении работают два отдела.
— Микроводоросли — это источник биологически активных ценных веществ, которые могут использоваться в медицине, сельском хозяйстве, косметологии, пищевой промышленности, ветеринарии.

Теплица для выращивания спирулины. Фото: Пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ им. О. Ковалевского РАН
— Деятельность Института биологии южных морей трудно переоценить: и научные, и практические результаты имеют большое значение.
— Все разработки запатентованы и представляют интерес.
— Спасибо за интервью!