Пожалуй, каждый советский школьник читал приключенческие повести Анатолия Рыбакова "Кортик" (12+), "Бронзовая птица" (12+) и "Выстрел" (12+) или как минимум смотрел экранизации. Телефильмы, снятые по этим произведениям — абсолютный хит 1970-80 годов. Особенно сильно полюбились пионерам первые две части. А завершение трилогии многие оценили, лишь повзрослев. И это не единственное, чем отличилась судьба третьей повести.
Книгу "Выстрел" (12+) Рыбаков дописал и опубликовал уже после выхода картины. Название, кстати, фильм получил другое — "Последнее лето детства" (12+). Сценарий к нему написал сам автор повести, а режиссером выступил Валерий Рубинчик.
Экранизации "Кортика" (12+) и "Бронзовой птицы" (12+) Рыбаков полностью одобрял, но вот "Последнее лето детства" (12+) ему совсем не понравилось, утверждает автор канала "Советское телевидение" (18+). Во время производства по его требованию в картину вносились многочисленные правки.
Фильм с повзрослевшими героями оказался совсем другим, более противоречивым, сложным. В нем отрицательные персонажи, в отличие от первых частей трилогии, тоже не лишены обаяния. Зрителям даже полюбился гениальный "злодей" в исполнении Евгения Евстигнеева. Эстетика картины тоже оказалась своеобразной, в нем нашли отражение элементы немого кино: музыка, стилизованные титры. За счет всего этого "Последнее лето детства" оказалось менее популярным у детей, но при этом высоко ценилось взрослым зрителем.