Советская цензура отличалась пристальной подозрительностью — иногда до полной абсурдности. Один из нелепых эпизодов случился в 1970 году с "Восточной песней" (16+) Давида Тухманова. Лирическую композицию, с которой начался взлет карьеры Валерия Ободзинского, запретили после эфира. Причина? В тексте увидели намёки на Ленина и Брежнева.
Музыка раньше текста — и никакой политики
"Восточная песня" стала одной из немногих работ Давида Тухманова, где музыка появилась раньше текста. Мелодия с восточными мотивами прозвучала впервые в передаче "С добрым утром!" (16+) на Всесоюзном радио — ещё до введения строгого художественного контроля. И сразу завоевала любовь слушателей. Именно с этой композицией начался стремительный творческий подъём Валерия Ободзинского, ставшего первым исполнителем песни.
"Точки после буквы "л"": в чём заподозрили автора
Спустя некоторое время, в 1970 году, песней заинтересовались цензоры. Художественный совет фирмы "Мелодия" в целом одобрил композицию, но отдельные члены совета — особенно бдительные — усмотрели в тексте подтекст.
Особенное внимание привлекли строки:
В каждой строчке — только точки после буквы "л"
Ты поймёшь, конечно, всё, что я сказать хотел
Сказать хотел, но не сумел
Цензоры решили, что под "буквой "л"" скрывается Л... — Ленин или, возможно, Леонид Брежнев. А фразы о "точках" и "несказанном" они расценили как зашифрованный политический намёк. Песню немедленно запретили к трансляции на радио и телевидении.
Запрет не ограничился самой песней. Вскоре в опалу попал и Валерий Ободзинский. Несмотря на популярность, на него начали оказывать давление.
По материалам дзен-канала "Зеркало Экрана" (12+).
Фото: скриншот с youtube-каналов "Советские фильмы, спектакли и телепередачи" (12+), кадр фильма "Ленин в Октябре" (18+), Andrea Cipriani/unsplash