Сокращать административные барьеры для предпринимателей, заниматься цифровизацией бизнеса, а также внедрением дуального образования для преодоления кадрового голода в регионе, — таковы основные задачи, решение которых поставила перед собой Севастопольская торгово-промышленная палата на 2025 год. Об этом в беседе с корр. ИА SevastopolMedia рассказала президент организации Татьяна Криволуцкая.
Кроме того, она поведала, в каких мерах поддержки нуждается туристическая отрасль региона, что хорошего в законе о легализации гостевых домов, почему некоторые туристы выбирают места размещения попроще, хотя у них достаточно средств, каковы основные точки роста региональной экономики. Подробнее читайте в нашем интервью.

Севастопольская торгово-промышленная палата. Фото: ИА SevastopolMedia
— Татьяна Ивановна, каковы основные задачи торгово-промышленной палаты Севастополя на 2025 год?
— Первое — это, конечно же, снижение административных барьеров через диалог бизнеса и власти. Из года в год стоит эта задача, постоянно требуется к ней внимание.
Второе — это развитие цифровых компетенций. С 1 июля 2024 года вступили в силу новые требования к маркировке и отслеживанию товаров системы "Меркурий" (16+) и "Честный знак" (16+). Это всё требует от предпринимателя глубоких знаний. Для того, чтобы работать в современных реалиях, нужно знать хорошо именно цифровую экономику. Поэтому у нас одно из направлений — это цифровые компетенции бизнеса.
Третья задача — это дуальное образование. Мы говорили об этом давно, в 2015−2016 годах, но услышаны не были. И вот сейчас мы пришли к тому, что нас действительно услышали. Потому что сегодня говорит об этом вся страна.
Мы говорили о том, что необходимо сократить количество теоретических часов и отправлять обучающихся на практику. Либо дать какие-то преференции тому, кто обучает. Студенты, которые обучаются в вузах, в училищах, колледжах, должны быть закреплены за предприятиями, и, допустим, после окончания обучения три года должны там отработать, где проходили практику.
Мы сейчас ищем тех предпринимателей, которые готовы так сотрудничать с образовательными организациями на озвученных условиях. Ведь кадровый голод — у многих, особенно там, где речь идёт о технических специальностях. Во всяком случае, 72% предпринимателей-членов палаты точно испытывают кадровый голод.
У нас на сегодняшний день токарей нет вообще в городе. Мы же раньше могли похвастаться тем, что у нас было шикарное судостроение, у нас был прекрасный "Севморзавод" им. Серго Орджоникидзе, где были сварщики, токари, резчики, — всё утеряно. Уйдут вот эти "аксакалы", которым сейчас по 65-70 лет, — и с ними "уйдёт" профессия.

Татьяна Криволуцкая. Фото: ИА SevastopolMedia
— С какими учебными заведениями и предприятиями Севастополя вы уже смогли договориться о такой форме взаимодействия?
— Колледж сервиса и торговли отдаёт своих подготовленных поваров сначала на помощника повара в наши точки питания. Кафе и летние площадки постоянно работают в тесном тандеме с данным колледжем, но, к сожалению, только в летний период. Туристический бизнес эффективно сотрудничает с Севастопольским филиалом Российского экономического университета им. Плеханова. Студенты и выпускники этого вуза работают в туристических агентствах города, кто-то избрал для себя стезю администратора в гостинице.
— Татьяна Ивановна, какие меры поддержки бизнеса, особенно в туристической сфере, вы считаете наиболее эффективными?
— Я разделила бы эти меры поддержки на две части. Первая — продвижение туристического бизнеса Севастополя, включающего: компенсацию 50-70% затрат на участие в международных выставках (Турция, ОАЭ, Китай), более широкое участие в туристическом кэшбэке. Сейчас получить возврат средств гости города могут за проживание в одной из 14 гостиниц или оплату услуг восьми туроператоров, а хотелось бы, чтобы и остальные компании этого сегмента могли участвовать в туристическом кэшбэке.
Вторая часть — это льготные кредиты (от 5% годовых) на модернизацию гостевых домов.
На сегодняшний день очень многие гостиницы и гостевые дома нуждаются в реконструкции. Не секрет же, что у нас в Севастополе 141 гостиница построена на территориях СНТ. И сейчас, чтобы их классифицировать, они должны договориться со всеми жителями своего ТСН и СНТ, а те, соответственно, выдвигают сейчас различные требования. Кому-то выстроить площадку, кому-то сделать парковку, то есть жители тоже хотят с этого что-то получить, а для этого нужны деньги. И вот если бы были "дешёвые" деньги, тогда бы можно было спокойно легализовать все эти места размещения.
— Ведь мы сейчас говорим об исполнении экспериментального закона, который позволяет в том числе в Севастополе легализовать гостевые дома. Насколько будет, по вашему мнению, удачен этот эксперимент, насколько он оправдается?
— Оправдается. Почему? Во-первых, да, нужны большие, хорошие гостиницы с сегментом пяти звёзд. Потому что в Севастополе очень мало мест размещения такого качества. В основном, это три, две и где-то даже ноль звёзд. Но люди приезжают иногда по своим материальным возможностям, а иногда просто за душевной добротой.
Знаете, к нам приезжает из года в год один и тот же турист. Денег очень много, в средствах не нуждается, но ездит всё время в один гостевой дом. Я его спрашиваю, Виктор Павлович, почему? Он говорит, ну, мы там как одна семья. Они знают, что по понедельникам я люблю тосты и яичницу, а в среду мне варят овсяную кашу. один из лучших примеров нашего севастопольского гостеприимства. Частные гостиницы же живут этим. Они же не для галочки работают, они не наёмные работники. И для них имидж гостиницы, иногда важнее прибыли.
Единственное, я за то, что их нужно выводить из серых зон. Я как турист должна понимать, куда я еду. Если гостиница ноль звёзд, значит ноль, значит, я сама понимаю, что, да, по моим деньгам я могу ехать на ноль звёзд.
Но если пишут о шикарных условиях проживания, а на практике оказывается, что там ничего подобного нет, то это уже обман потребителя. При классификации гостиниц подобные инциденты маловероятны, так как наступает административная ответственность.
— Какие отрасли экономики в Севастополе вы видите наиболее перспективным для развития?
— В первую очередь, это развитие порта и судостроения. Я родилась и выросла в Севастополе и видела, как работали наши порты. Я знаю, что это хорошие деньги. И если развивать портовую логистику, то в город придут средства, и судостроение будет развиваться. Порты не дешёвое удовольствие, но это сразу рабочие места, приток денег.
Второе — это виноделие. Уже сегодня у нас в регионе есть три крупных предприятия. Зачем что-то выдумывать? У нас Инкерманский завод марочных вин, который сейчас проходит реорганизацию и реконструкцию. "Золотая балка" выстроила новые цеха. И сейчас у нас ещё появилось третье крупное предприятие — винодельня AYA, специализирующаяся на органических винах. Сегодня они представлены уже в девяти странах.
Потенциал у виноделия огромный. В том числе у частных виноделен. В город приезжают люди с хорошими инвестициями для того, чтобы выстроить себе для души небольшие частные виноградорские хозяйства, а это и рабочие места, опять же приток в город инвестиций, и налоги, и, главное, земля не стоит бесхозной.
Третий, скажем так, аспект развития — это IT-отрасль. У нас уникальный город. Айтишники, как правило, всегда работают на удалёнке. И для них Севастополь — приморский город с мягким климатом, развитой цифровой инфраструктурой (доступный интернет, коворкинги). Надо приглашать специалистов этого направления к нам. Город может стать перспективной площадкой для стартапов, аутсорсинга и нишевых IT-направлений (кибербезопасность, морские технологии).
И отдельной строчкой я бы выделила аквакультуру. У нас шикарные возможности для этого, но мы их почти не используем. У нас есть Институт биологии Южных морей (ИнБЮМ), СевГУ они такие вещи делают! У нас и мидии выращивают, и устриц, и рапану. Но даже не все севастопольцы знают, что мы обладаем такими богатствами, я уже не говорю о странах ближнего и дальнего зарубежья.

Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка Севастополя. Фото: ИА SevastopolMedia
— Как вы оцениваете уровень сотрудничества палаты с региональными властями?
— Сложный вопрос. Есть точки роста. Основные проблемы — бюрократия, недостаток диалога и инфраструктуры. Однако точечные инициативы показывают, что при системном подходе сотрудничество может быть эффективным. Хорошим подтверждающим примером могут служить регулярные приёмы руководителей департаментов правительства Севастополя. На площадке торгово-промышленной палаты органы власти по графику и по необходимости проводят "час предпринимателя". На эти мероприятия предприниматели приходят со своими вопросами, проблемами и получают аргументированные ответы. Не всегда эти ответы устраивают бизнес, но главное — есть обратная связь. Я очень благодарна всем руководителям департаментов, участвующих в данных мероприятиях за то, что они откликаются.
Что ещё хорошо, это то, что власти никогда не игнорируют палату. Практически в каждом общественном, координационном совете представлена Севастопольская ТПП. В советах участвуют предприниматели, состоящие в палате, которые компетентны в той или иной отрасли.
Но хотелось бы, чтобы было больше реакций, а то очень часто мы работаем на "корзину". Коллегиально, со всеми деловыми ассоциациями, написали письмо, затрагивающее ту или иную проблему, и ждём ответа месяц, а через месяц приходит обтекаемый ответ, ни да, ни нет. И мы опять новое письмо направляем. В связи с этим, в мире цифровых технологий, хотелось бы иметь платформу для онлайн-взаимодействия бизнеса и власти (например, по типу "Активный гражданин"), так как не всегда власти слышат бизнес.
— Какие вызовы в работе палаты вы считаете наиболее сложными?
— Севастопольская торгово-промышленная палата сталкивается с рядом системных, экономических и политических вызовов, характерных для текущего периода.
В первую очередь, санкционное давление. Затруднены международные связи, экспортные поставки, в связи с этим необходим поиск новых рынков сбыта (Азия, Ближний Восток, СНГ).
Вторая существенная проблема — административные и бюрократические барьеры при реализации постановления №719 Минпромторга РФ (о промышленной сборке и локализации). Негибкость регулирования, бюрократия, длительные сроки приводят к тому, что большинство местных предприятий игнорируют программу, теряя потенциальные выгоды.
— Спасибо за интервью.
Подготовил Руслан МИКАИЛОВ