Вклад советского кинематографа в развитие мирового искусства сложно переоценить. Многие западные режиссёры признавали, что именно фильмы, снятые в СССР, сформировали их художественное мышление и стиль. Так, Жан-Люк Годар, один из лидеров французской новой волны, ориентировался на новаторский монтаж Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова.
Особое место в ряду таких произведений занимает научно-фантастический фильм "Планета бурь" (0+) режиссёра Павла Клушанцева. Эта картина, основанная на одноимённой повести писателя-фантаста Александра Казанцева, была создана в год первого полёта человека в космос и быстро стала событием не только в СССР, но и за его пределами.
Сюжет и научная фантастика в контексте времени
Фильм рассказывает о международной экспедиции на Венеру, состоящей из трёх кораблей. Один из них погибает при столкновении с метеоритом, второй совершает посадку, а третий остаётся на орбите. На поверхности планеты герои сталкиваются с враждебной природой, хищными растениями и животными, а также находят следы, намекающие на существование разумной жизни.
Технические достижения и визуальные инновации
Один из главных факторов успеха "Планеты бурь" — выдающийся уровень технической реализации. Павел Клушанцев и его команда использовали инновационные для своего времени приёмы комбинированной съёмки. Эффектные сцены с извержением вулкана, роботами и реалистичной невесомостью были достигнуты с помощью сложной системы макетов, тросов и оптических иллюзий. Так, "лава" из теста, окрашенного в красный цвет, создавала иллюзию кипящей магмы, а сцены движения робота снимались с использованием масштабных моделей и актёра в тяжёлом металлическом костюме.
Реакция за рубежом и влияние на западное кино
Картина получила широкий международный отклик — её показывали в 28 странах. В США "Планета бурь" произвела такое впечатление, что её дважды адаптировали под местный рынок: в 1965 году она вышла как "Путешествие на доисторическую планету", а в 1968 году — под названием "Путешествие на планету доисторических женщин", в которую добавили сцены с "венерианскими амазонками". Эти переделки, однако, не затмили оригинал в глазах специалистов.
Многие выдающиеся режиссёры не скрывали влияния, которое оказал на них фильм Клушанцева. Стэнли Кубрик при создании "Космической одиссеи 2001 года" ориентировался на визуальные и технические решения из "Планеты бурь". Джордж Лукас использовал визуальные и конструктивные элементы вездехода из фильма для разработки техники в "Звёздных войнах" (16+). Более того, он называл Клушанцева "крестным отцом" своей саги, хотя лично встретиться с ним так и не смог.
По материалам портала Sport24 (18+).