Мистическая связь между Михаилом Булгаковым и Николаем Васильевичем Гоголем представляет собой довольно интересный факт — несмотря на то, что писатели жили в разное время и никогда не смогли бы пересечься. Но речь тут о других хитросплетениях судьбы.
С самого детства Булгаков был очарован произведениями Гоголя, впитывая их уникальный стиль и мастерство, что оставило заметный след в его собственных произведениях. Однако связь между ними оказывается гораздо более сложной и многослойной, чем просто литературное вдохновение.
Одним из самых таинственных эпизодов в жизни Булгакова является его "встреча с Гоголем" в 1918 году, когда он страдал от зависимости. В своём дневнике писатель упоминает, как к нему явился человек с характерной гоголевской носатостью, который сурово грозил ему пальцем. Неясно, было ли это видением, сном или просто продуктом страдания его разума. В то время Булгаков находился на эмоциональном дне, и подобное странное видение могло быть отражением его внутреннего состояния. Позже, в 1927 году, он снова "пересёкся" с образом литературного кумира, встретив его на улице. Писатель, погруженный в депрессию, заметил, как фигура Гоголя многозначительно мотнула головой в сторону одного из домов. Этот дом окажется значительным, поскольку там жила Елена Шиловская, третья жена Булгакова и прототип Маргариты из его романа "Мастер и Маргарита" (16+). Эти события подчёркивают магическое переплетение их судеб.
Однако самое сильное мистическое событие произошло уже после смерти Булгакова. Писатель ушёл из жизни, страдая от тяжелого заболевания. Странное совпадение заключается в том, что после его смерти на могиле Булгакова довольно долго не было надгробия. Его вдова, Елена, решила заглянуть в мастерскую, где изготавливались памятники, и неожиданно наткнулась на огромный чёрный камень. На её вопрос, что это за камень, ей рассказали, что это "Голгофа" — камень, который ранее служил основой для креста на могиле Гоголя в Даниловском монастыре. Когда в 1952 году в честь юбилея Гоголя устанавливали новый памятник, этот камень был выброшен за ненадобностью. Елена Булгакова восприняла это как знак судьбы и сделала всё возможное, чтобы перевезти этот камень на могилу своего мужа. Таким образом, судьбы писателей переплелись даже когда оба были в ином мире.
Связь между Булгаковым и Гоголем выходит за рамки простой литературной аллюзии. Она наполнена мистикой и символизмом, пронизывающими их жизни и произведения. Мистика, окружающая двух авторов, служит напоминанием о том, как литературные фигуры могут оставлять неизгладимый след в жизни друг друга, а также в жизни тех, кто продолжает изучать их творчество.
По материалам дзен-канала "Журнал book24.ru" (12+).