Многие считают Корнея Чуковского исключительно детским писателем, однако он был и литературным критиком, проявлял активную поддержку социалистических идей ещё с периода первой русской революции 1905 года. В его жизни были моменты, когда он вынужден был сталкиваться с репрессивными действиями властей, в том числе он подвергся суду за "оскорбление величества". Чуковский принял Октябрьскую революцию 1917 года с надеждой, веря в то, что приход к власти коммунистов станет началом новой эпохи, где будет построено свободное и счастливое общество. Однако его восприятие романа Евгения Замятина "Мы" (12+) оказалось совершенно противоположным. Для Чуковского это произведение являлось откровенным нападением на советскую действительность. Он полагал, что автор, подводя итоги своей утопии, смешивает идеологию СССР с фурьеризмом — философией, предложенной Шарлем Фурье, и тем самым ошибается в своем понимании реальности.
В своей резкой критике Чуковский открыто заявлял о ненависти к роману Замятина, видя в нём не просто литературное произведение, а отражение недовольства тем социалистическим строем, который, по его мнению, имел глубокие и значимые корни. Он подчёркивал: "Надо быть скопцом, чтобы не видеть, какие корни в нынешнем социализме". Эта фраза говорит о его ощущении, что Замятин выступает против не абстрактного будущего, а против тех реальных, позитивных изменений, которые несла с собой новая политическая система. Чуковский резко обличал Замятина, утверждая, что его замечания о радикальных изменениях в обществе на деле направлены на фурьеризм, который, по версии писателя, не имеет ничего общего с настоящим социализмом. В его глазах программа Фурье была утопической и несостоятельной, и он упрекал Замятина за использование этого взгляда в своих выкладках. Чуковский уверял, что талантливое выражение идей фурьеризма можно найти у более значительных авторов, таких как Достоевский, чьи произведения насыщены умом и страстью, способными переосмыслить и изменить представления о действительности более эффективно, чем в романе Замятина.
Таким образом, позиция Чуковского по отношению к роману "Мы" Замятина не просто вытекает из его личных предпочтений в литературе, но и служит отражением более глубокой борьбы того времени — идеологической. Корней Иванович считал, что художественное творчество должно не столько осуждать реальность, сколько вдохновлять на её улучшение. В конечном итоге, можно утверждать, что критика Чуковского стала своего рода предупреждением о том, как легко можно исказить мысли и намерения людей, стремящихся к справедливости и переменам. Ему было важно донести до читателей мысль о том, что даже самые негативные стороны общества можно и нужно преодолевать, а не просто фиксировать на страницах книг.
По материалам сайта "Культура.РФ" (18+).