Леонид Гайдай, ставший впоследствии одним из самых узнаваемых и любимых режиссёров советского кинематографа, не сразу нашёл свой путь к успеху. В 1960–1970-х годах его комедии собирали многомиллионную аудиторию, цитировались повсеместно, а актёры, снимавшиеся в его лентах, становились настоящими звёздами. Однако первые годы его карьеры были полны неудач, цензурных ограничений и личных разочарований.
Начало: драма вместо комедии
Свою режиссёрскую деятельность Гайдай начал с драматического фильма "Долгий путь" (1956), основанного на сибирских рассказах Владимира Короленко. Работа над фильмом проходила под контролем более опытного режиссёра Валентина Невзорова, поскольку Гайдай в тот момент только начинал карьеру. Картина отличалась серьёзным, мрачным содержанием, далёким от комедийного жанра. Тем не менее, именно после этой работы мэтр советского кино Михаил Ромм заметил в молодом режиссёре дар сатирика и порекомендовал сосредоточиться на комедии.
Первый опыт в жанре сатиры
Следующий проект — "Жених с того света" (1958) — стал первым шагом Гайдая в мир комедии. Сценарий был задуман как сатирическое осмысление советской бюрократии, а в главных ролях снялись Георгий Вицин и Ростислав Плятт. Несмотря на творческий потенциал, фильм подвергся жёсткой цензуре. Министр культуры СССР Николай Михайлов потребовал вырезать значительную часть сцен, в результате чего полнометражная лента была сокращена до короткометражки. Лента не получила широкого проката — было выпущено всего 20 копий. Это сильно ударило по режиссёру: у него обострились проблемы со здоровьем, и он временно отказался от комедийного жанра.
Попытка соответствовать идеологии
В 1960 году Гайдай снимает фильм "Трижды воскресший" — ленту патриотического содержания, призванную укрепить его положение в глазах культурных чиновников. Сценарий был основан на пьесе Александра Галича, а поддержка проекта шла от влиятельного Ивана Пырьева. В фильме приняли участие звёзды советского кино, включая Аллу Ларионову, Николая Рыбникова и Надежду Румянцеву. Однако картина оказалась перегруженной идеологическим пафосом и не вызвала отклика у зрителя. Провал вновь поставил режиссёра перед творческим кризисом.
По материалам дзен-канала "Дом кино" (12+).