В апреле 1967 года вокруг фильма Виталия Мельникова "Начальник Чукотки" (6+) развернулась неожиданная и драматичная история, которая отражает сложность взаимодействия советского кинематографа с государственной цензурой.
Премьера картины была назначена на 17 апреля 1967 года, однако ещё 1 апреля в Центральном Доме кино состоялся предпремьерный показ, на который пригласили представителей журналистики, критиков и государственных деятелей. После окончания сеанса съёмочная группа во главе с режиссёром получила горячие аплодисменты, что говорило о положительной оценке картины зрителями.
Тем не менее, спустя сутки ситуация резко изменилась. Директор киностудии "Ленфильм" Илья Киселёв получил срочное распоряжение из отдела культуры ЦК КПСС — премьера фильма была отложена, а дальнейшая судьба картины оставалась неопределённой. Решение было вызвано негативной реакцией одного из высокопоставленных кремлёвских чиновников, который присутствовал на предпремьерном показе. Его основная претензия заключалась в том, что образ главного героя — преданного революционера — был представлен как комичный и недостойный серьёзного отношения, а изображение процесса становления советской власти на Чукотке вызвало недовольство по линии партийной идеологии.
По этой причине из ЦК последовали директивы о приостановке проката и возможном полном запрете фильма, что могло привести к тому, что картина окажется на "полке" или даже будет уничтожена. Понимая серьёзность угрозы, директор "Ленфильма" начал использовать свои связи для защиты фильма.
Ключевым моментом стало личное вмешательство Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Вскоре после появления запретительного указания копия фильма была показана ему на даче. Брежнев, известный своим чувством юмора и любовью к кинематографу, оценил картину положительно. Он лично связался с директором киностудии и отменил ранее полученное распоряжение, поручив ускорить прокат фильма.
В результате "Начальник Чукотки" вышел в широкий прокат даже раньше запланированного срока — в середине апреля вместо майских праздников. Эта история демонстрирует, насколько значимым в советской системе был фактор личного одобрения высокопоставленных лиц, и как тонка была грань между творческой свободой и партийным контролем.
Случай с фильмом Виталия Мельникова — один из примеров того, как искусство и политика переплетались в советскую эпоху, а судьба произведения могла зависеть от одного звонка на самом верху власти.
На основе материала дзен-канала "CINEMA" (12+).