В автомобиле уплотнительные манжеты (часто называемые сальниками) встречаются повсеместно — в моторе, коробке передач, системе управления колесами. Эти небольшие, но крайне важные элементы обеспечивают герметичность в узлах с подвижными деталями. Об этом сообщает ИА SevastopolMedia со ссылкой на "AUTONEWS" (18+).
Уплотнительная манжета — это деталь, предотвращающая утечку смазки или проникновение загрязнений в местах, где вращающиеся или двигающиеся элементы выходят наружу. Хотя сегодня их принято называть сальниками, правильное техническое название — именно "уплотнительная манжета". Подобные уплотнения использовались и в первых механизмах, пока их не заменили более современными решениями.
Главные задачи манжет:
— защита от внешних факторов — предотвращение попадания пыли, влаги и грязи внутрь узла;
— удержание смазочных материалов — недопущение вытекания масла или утечки газов через подвижные соединения.
В случае вращающихся валов процесс уплотнения сложнее из-за неизбежных микроколебаний. На низких оборотах кромка манжеты плотно прилегает к валу, обеспечивая герметичность. Однако при увеличении скорости вращения возникают вибрации, из-за которых между валом и уплотнением появляется микроскопический зазор.
Для решения этой проблемы на внутренней поверхности манжеты наносятся специальные канавки, отталкивающие масло и не дающие ему просочиться наружу. В этом режиме уплотнение работает по принципу гидродинамического подшипника: между валом и кромкой образуется тончайшая масляная пленка, снижающая трение и износ.
Таким образом, несмотря на простоту конструкции, уплотнительные манжеты играют ключевую роль в долговечности и надежности автомобильных агрегатов.