Сегодня, 13 мая, Государственная Дума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон о локализации такси. Согласно документу, в такси можно будет использовать только автомобили отечественного производства с 1 марта 2026 года. О том, как парламентские инициативы повлияют на отрасль, корр. ИА SevastopolMedia рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе Илья Пестерников.
Уточняется, что российским автомобилям для разрешения работы в легковом такси должно быть присвоено более 3200 баллов локализации, которые устанавливает Правительство РФ для госзакупок. Также можно зарабатывать на машине, произведенной в ходе специального инвенстконтракта (СПИК), заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. На сегодня он подписан с "Москвичом" и "Моторинвестом".
"Для удобства потребителей важно установить понятные правила и навести порядок в сфере такси. При этом нельзя забывать о бизнесе и экономике. В каждом регионе России свои особенности, нюансы и специфика. В каждом регионе разные цены на услуги, рентабельность, сроки окупаемости автопарка. И это нужно учитывать", — прокомментировал Пестерников.
Пока принятым нормам соответствуют восемь моделей отечественного автопрома и две модели электромобилей.
По словам председателя ГД Вячеслава Володина, документ ориентирован на то, чтобы "конкретная сфера задействовала машины, производимые на территории Российской Федерации".
По данным Аналитического центра при Кабмине РФ, на сегодняшний день новый автомобиль такси в среднем стоит в 2,1 раза больше подержанного, а цены на новые отечественные модели, подходящие под требования законопроекта, растут быстрее цен на новые и подержанные иномарки.
"Расходы на приведение действующего парка такси в соответствие с законопроектом по карману далеко не каждому, и в результате при существующих условиях законопроекта отрасль может не досчитаться примерно половины работающих сегодня водителей", — считают аналитики Правительства РФ.
Как отметил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, в ходе обсуждения инициативы были подготовлены поправки, которые носят компромиссный характер для производителей и представителей отрасли.
"Это позволяет работать с заводами и Калининграда, и Москвы, и Тулы, и Дальнего Востока, и Самарской области, Тольятти, и Санкт-Петербурга, и многие другие регионы будут охвачены этой нормой", — прокомментировал Володин.
Чтобы снизить негативную тенденцию, эксперты предлагали расширить номенклатуру доступных автомобилей (особенно с базовым уровнем комфорта) и включить в неё машины, произведенные или собранные в РФ и до 2022 года.
"В перспективе до 2028 года это поможет сохранить работу более 240 тысячам водителей на собственном автомобиле. Причём сильнее других пострадают "частично занятые" водители, играющие ключевую роль на рынке сразу 5 федеральных округов. Что же касается тарифов, то на горизонте 5-7 лет можно ожидать их существенный рост", — сообщают в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Бизнес-обмудсмен Севастополя считает, что необходимо разумно подходить к нововведениям:
"Чрезмерное ужесточение требований может негативно сказаться на малых и средних компаниях, которые уже сталкиваются с множеством вызовов. Новые нормы должны способствовать развитию отрасли, а не создавать дополнительные барьеры. Ключевым моментом для устойчивого развития сектора такси и повышения качества услуг является согласование интересов потребителей и бизнеса. Нужно создать условия, при которых все участники рынка смогут развиваться и конкурировать на равных", — заключил Пестерников.
Аналитический центр предлагал рассмотреть такие меры, как льготный лизинг и субсидирование покупки автомобилей такси, соответствующих требованиям законопроекта:
"Может помочь и смягчение требований законопроекта в отношении частично занятых водителей на собственном автомобиле".
Как прокомментировал председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ГД Евгений Москвичев:
"В этом законе впервые государство будет определять вертикаль локализации автомобилей во всех регионах РФ. Машина считается технически исправной, пока она проходит ежегодный технический осмотр. На сегодняшний день 1 млн 46 тысяч машин, которые зарегистрированы в реестрах субъектов РФ, будут работать до списания".
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. Отсрочку вступления закона в силу получили Калининградская область, Сибирь и Дальний Восток.
Лена ГАВРИНА