На платформе Okko состоялась премьера исторической драмы "Горная невеста" (18+), созданной режиссером Маурой Дельперо и получившей Гран-при последнего Венецианского фестиваля. Фильм медленно и тихо раскрывает жизнь небольшой общины на севере Италии в последние годы Второй мировой войны, акцентируя внимание на трудностях, с которыми сталкиваются женщины в жестоком патриархальном обществе.
Сюжет разворачивается в заснеженном горном селе Вермильо, где царят традиционные ценности. В этом изолированном месте появляется дезертир Пьетро, сын Сицилии, который сбежал от службы в нацистской армии вместе с другом — уроженцем этих мест. Он находит укрытие в большой и сплоченной семье Чезаре Грациадеи, авторитетного местного учителя, которому его жена Адель родила множество детей и продолжает увеличивать семью. Большая, но небогатая семья живет в любви и заботе друг о друге. Дочери Лючия, Ада и Флавия спят в одной кровати, делясь секретами, и вскоре между старшей Лючией и новым знакомым Пьетро зарождаются чувства, что становится причиной свадьбы. Однако Чезаре не подозревает, что этот брак может разрушить семейную гармонию и стать критическим моментом для всей закрытой общины.
Фильм охватывает события четырех сезонов последнего года войны, отражая не только смену природных явлений, но и жизненные циклы людей. Хотя центральным элементом является одна семья, режиссер расширяет горизонты повествования, показывая быт и характеры местных жителей с невероятной внимательностью к деталям. Мы наблюдаем, как жители выполняют повседневные дела — стирают вещи в ледяной воде, работают в поле, танцуют и курят в баре, и как проходят занятия в классе с учениками всех возрастов. Каждое событие, от рождения до смерти, задумано в рамках стабильного уклада жизни. Однако даже в таком, казалось бы, уравновешенном мире, равновесие оказывается под угрозой внешними факторами, такими как война.
Музыка Вивальди, олицетворяющая цикличность жизни, становится ярким фоном для повествования, а операторская работа Михаила Кричмана создает статичную атмосферу, запечатлевая как прекрасные природные пейзажи, так и внешне спокойную жизнь людей, которые порой подавляют свои эмоции и страхи. Камера словно становится частью ландшафта: герои часто проходят мимо нее, что приводит к незавершенности некоторых сюжетных линий.
В центре внимания находятся три дочери Грациадеи, каждая из которых представляет собой символическое единство души, ума и тела. Старшая Лючия открывает для себя любовь, младшая Флавия проявляет выдающиеся способности и интерес к учебе, в то время как средняя Ада отдается физическому наслаждению, терпя муки совести. Её внутренние противоречия обостряются искренней религиозностью, что заставляет её повиноваться строгим католическим нормам, на которых строится их общество. Она делится с младшей сестрой своим опытом борьбы с наказаниями, и та воспринимает это с интересом. Аде противостоит Вирджиния, представительница другой семьи, которая не боится нарушать социальные нормы и чье поведение ставит под сомнение привилегии мужчин, подчеркивая угнетенное положение женщин в обществе.
Дальнейшая судьба дочерей Грациадеи будет определяться их строгим отцом. Хотя все три сестры мечтают продолжать обучение, лишь одной из них удастся вырваться из замкнутого мира в город. Однако и мужчины не избежали жестоких норм иерархии, которые они же сами поддерживают. Обществоозначает для них определенные нормы поведения, которые при несоблюдении вызывают осуждение. Война же накладывает свой отпечаток на жизнь села — среди вернувшихся с полей сражений мужчин можно увидеть тех, кто несет травмы и потухшие взгляды, делая их похожими на призраков. Хотя некоторые в деревне сочетают конфликты с конфликтами, их мнение о дезертирах отличается — они понимают, что многие ушли на фронт не по своему желанию.
Чезаре, как мудрый и требовательный учитель, вынуждает своих детей и учеников не только изучать грамматику, но и развивать любовь к музыке. Хотя его супруга считает, что он расточает деньги на пластинки, сам Чезаре верит в то, что человек должен стремиться к прекрасному. Однако его властный подход делает вовсе не благим, и он, путая уважение с страхом, удерживает свою семью в угнетенном состоянии. Позволив незнакомцу войти в их замкнутый мир, он делает шаг к своему падению. Этот процесс становится началом конца привычной жизни, о которой, несмотря на недостатки, многие будут сожалеть.
По материалам: кино-театр.ру (18+)