Минтранс России разрабатывает законопроект, который обяжет авиакомпании выплачивать фиксированные компенсации тем, столкнувшимся с овербукингом — ситуацией, когда продано больше билетов, чем мест в самолёте. Об этом рассказали участники закрытого заседания Общественного совета при министерстве, пишут "Известия" (18+).
По предложению ведомства, пассажирам, согласившимся пересесть на другой рейс, выплатят от 25% до 100% цены билета. Исключения составят некоторые категории: семьи с детьми, инвалиды и их сопровождающие, военные в пути к месту службы, а также те, у кого запланированы стыковочные рейсы — их снимать с рейса запрещено.
Зампред Общественного совета Илья Зотов отметил, что пока командировочные не входят в число защищённых категорий, хотя для них такие замены могут быть критичны.
Принцип добровольности останется обязательным: пассажира можно пересадить на другой рейс только с его согласия. По словам Зотова, сейчас практика овербукинга в России используется, но не регулируется законом, что приводит к конфликтным ситуациям. За рубежом, например в ЕС и США, такие случаи строго контролируются, и пассажиры получают значительные выплаты, вплоть до €700.
Сверхбронирование основано на статистике: авиакомпании продают больше билетов, зная, что часть пассажиров откажется от полёта. Обычно таких 5–10%. Но в случае сбоя, когда все приходят на рейс, "лишним" предлагают места в бизнес-классе или переносят вылет с компенсацией.
Иногда ситуация осложняется технической заменой самолёта на менее вместительный — тогда часть пассажиров не помещается на рейс. В этих случаях авиаперевозчики также обязаны предлагать альтернативные решения.
Эксперты уверены: новая инициатива поможет сбалансировать интересы пассажиров и авиакомпаний. Компенсации должны стимулировать клиентов соглашаться на замену рейса, но в то же время удерживать авиакомпании от злоупотреблений.