За снимки гимнасток на фоне памятника культуры оштрафовали фотографа в Крыму
15:38
Для котенка дальневосточного леопарда выбирают имя
14:52
Успех и красота: конкурс "Бизнес-леди России" прошел в Крыму
14:14
Три школы после ремонта откроют к новому учебному году в Севастополе
14:03
На госпрограммы из бюджета Крыма выделили около 217 млрд рублей
13:51
За мешающую вывозу мусора парковку будут штрафовать в Крыму
13:37
Крупные спортивные соревнования посетят более 3 тысяч человек в Севастополе
13:29
День многодетных семей будут отмечать ежегодно в Крыму
13:19
Как изменятся тарифы на ЖКХ с 1 июля в Крыму и Севастополе
13:13
Где дети летом могут бесплатно научиться плавать в Севастополе
12:23
За 11 лет ни одно предприятие Севастополя не построило жильё - эксперт
11:33
По подозрению в госизмене задержали двух мужчин в Крыму
11:17
Выявили 118 нарушений на предприятиях общепита в Крыму и Севастополе
10:43
Во второй половине рейтинга по вводу жилья оказались Симферополь и Севастополь
10:09
Пожар на горе Кастель локализовали в Крыму
09:54

Оказывается, в СССР отмечали Пасху: в фильме с Мироновым даже показали этот праздник

Оказывается, в СССР отмечали Пасху: в фильме с Мироновым даже показали этот праздник Коллаж на основе фильма "Блондинка" (12+) и unsplash
Оказывается, в СССР отмечали Пасху: в фильме с Мироновым даже показали этот праздник
Фото: Коллаж на основе фильма "Блондинка" (12+) и unsplash
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Советский кинематограф нередко становился зеркалом времени, передавая атмосферу эпохи средствами, недоступными для официальной хроники. Особенно это проявлялось в изображении таких тонких тем, как религиозные праздники, в частности Пасха. В условиях, когда говорить об этом открыто было невозможно, кино прибегало к символике, полунамёкам и культурным контекстам.

Ярким примером такого подхода стала лирическая комедия "Блондинка за углом" (12+) с Андреем Мироновым и Татьяной Догилевой. На первый взгляд — это романтический фильм о любви, обыденной жизни в советской повседневности, лишённой явной идеологической подоплёки. Однако одна сцена делает эту картину особенно ценной с точки зрения историко-культурного анализа.

В диалоге героини звучит фраза: "Завтра же Христово Воскресение!" — неожиданное и смелое заявление для советского кинематографа 1980-х. Эта реплика мгновенно меняет восприятие фильма: за простой весенней сценой вдруг проступает образ Пасхи — праздника, который в то время был вытеснен из публичного пространства.

Протоиерей Максим Козлов в интервью с профессором Светозарским отметил этот фильм как одну из самых точных кинофиксаций советской Пасхи. В картине мелькает Смольный собор, изображающий Москву, хотя на деле съёмки велись в Ленинграде. Это отражает привычную для советского кино стилистику, но главное акцент сделан не на точности локации, а на передаче атмосферы.

Священник также вспоминает, что в то время попасть на пасхальные службы в ключевые храмы Москвы. В Елоховский собор и Новодевичий монастырь можно было посетить только по специальным билетам. Они распределялись не только церковными структурами, но и попадали в руки представителей интеллигенции, торговой элиты и кремлёвской обслуги. Пасха становилась почти подпольным мероприятием — сакральным событием в официально секулярном обществе.

Особое значение приобретает и дата, на которую пришлась Пасха 1983 года — 8 мая. Это была одна из самых поздних Пасх века. Цветущие деревья, танец под дождём главных героев, пение соловья: всё это в фильме формирует настроение возрождения, надежды и внутреннего торжества. За кадром остаются Крестные ходы и богослужения, но их невидимое присутствие ощущается благодаря тонкой режиссёрской работе.

По материалам портала Киноафиша (18+).

231638
120
12

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии