В музыкальной палитре 1980-х годов имя Екатерины Суржиковой появилось стремительно — и почти так же быстро исчезло. Однако запомнилась она не только голосом, но и необычным сценическим образом: певица исполняла песни, выполняя при этом акробатические номера. Или, наоборот, делала трюки, не прерывая вокал. В её арсенале — эпатажные костюмы, свободная пластика и театральная смелость, которую могли себе позволить единицы на тогдашней советской сцене.
Многие называли её просто Катей, хотя полное имя звучит куда торжественнее — Екатерина Суржикова. Родилась она 29 марта 1956 года в столице в семье творческих людей. Её отец, Иван Суржиков, прошёл войну и стал известным исполнителем народных песен, а мама, Вероника Станкевич, сначала выступала в цирке как гимнастка, а позже стала актрисой разговорного жанра.
Сначала Екатерина планировала поступать в лингвистический вуз, но сцена оказалась сильнее. Увлечённость театром и выступлениями взяла верх: она поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, а затем — в ГИТИС на режиссёрский факультет.
Первые шаги на сцене она сделала в конце 70-х, примерив на себя образ энергичной сорванки. Уже тогда зрителей впечатляла не только её манера пения, но и способность сочетать вокал с элементами пантомимы, чечётки и сложной пластики. Публика не могла оторвать глаз от её выступлений.
Журнал "Кругозор" (18+) отмечал: "Артистка старается по-настоящему удивлять. Её движения — точны и изящны, каждый номер продуман до мелочей. В репертуаре Суржиковой переплетаются цирк, спорт, пластика и хореография — всё это формирует её уникальный синтетический стиль".
Знания, полученные в ГИТИСе, Екатерина использовала не только в собственных выступлениях. Например, она сама поставила концертную программу "Вечер русской и советской песни" для своего отца. А свои номера всегда режиссировала самостоятельно.
Первый заметный успех к Суржиковой пришёл в 1978 году — она получила специальный приз на конкурсе эстрадной песни (6+) в Дрездене. В следующем году стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (6+), проходившего в Ленинграде. После этого Екатерина представляла Советский Союз на молодёжных фестивалях в Гаване и Москве.
Настоящую известность ей принесло выступление в Сопоте в 1985 году. Тогда она исполнила номер, стоя на голове, и буквально ошарашила публику. Даже музыканты оркестра прервали игру, чтобы увидеть нечто столь нестандартное.
В тот вечер она спела песню "Кукла" (16+) — композицию, написанную Владимиром Шаинским на стихи Александра Жигарёва. На сцене Екатерина вжилась в образ игрушки, доведя его до совершенства в движении и мимике.
Ещё раньше, в 1980 году, фирма "Мелодия" выпустила её первый миньон (16+) совместно с группой "Вечный двигатель". А спустя почти десятилетие свет увидел альбом "Дикая роза" (16+). Первая сторона пластинки отдавала рок-энергией, местами приближаясь к металлическому звучанию, в то время как вторая часть была ближе к традиционной поп-музыке.
В 80-х она активно гастролировала, в том числе и за рубежом — в том числе в ФРГ, где выступала с группами "Аукцыон", "Ва-банкъ" и "Звуки Му". Позже начала сольную карьеру. В 1991 году переехала в Германию вместе с родителями. Там она не только продолжала петь, но и преподавала, училась в школе мюзикла и участвовала в музыкальных проектах.
В те годы она нередко называла себя "вечным двигателем, бегателем и прыгателем" — метко и точно отражая собственный образ жизни.
Вернувшись в Россию, Екатерина быстро нашла себя: её опыт оказался востребован как никогда. Она стала частью "Москонцерта", начала преподавать в ГИТИСе, а также основала собственную школу мюзикла.
В 2002 году Суржиковой было присвоено почётное звание Заслуженного артиста России. В 2012-м она вновь вышла на сцену в рамках телепроекта "Суперстар" (16+). Сейчас Екатерина Суржикова преподаёт вокальное мастерство в ГИТИСе и по-прежнему выступает — пусть уже без акробатики, но с прежней сценической харизмой.
По материалам дзен-канала "Музыка. История, открытия, мифы" (12+).