Великая русская литература не только стала неотъемлемой частью мировой культуры, но и вдохновляла (и продолжает вдохновлять) иностранных писателей. Один из них — Александрос Пападиамандис (1851-1911), считающийся отцом новогреческого романа.
Греческий писатель стал известен благодаря тому, что в эпоху романтизма писал реалистические романы и уделял особое внимание быту. Пока главными героями других писателей были яркие личности, идущие против всего мира, персонажи Пападиамандиса — обычные люди, крестьяне и ремесленники, которые трудятся и сталкиваются со сложностями.
Известный во всём мире роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (18+) вдохновил Александроса Пападиамандиса на написание одного из своих самых известных произведений — "Убийца" (18+).
Автор показывает нам жизнь женщины-крестьянки Хадулы, которая не справляется с тяжёлыми испытаниями. Бедность, сыновья-преступники, изматывающий труд, больная внучка и безразличие окружающих — всё это порождает тьму в сердце героини произведения. Внешнее "христианство" не помогает в борьбе со злом, и дьявол побеждает в борьбе за её душу.
Природа преступлений и мотивы у Хадулы не точно такие, как у Раскольникова. Она убеждена, что, совершая убийства, освобождает от мучений страдальцев, которые встречаются на её пути. Она оправдывает свои преступления и грехи "знаменьями". Героиня произведения убеждена, что "право" забирать жизни ей дано свыше.
Вместе с описаниями мотивов, которые толкнули Хадулу на жуткие поступки, Пападиамандис мастерски показывает природу Греции и быт простых людей того времени.
Однако если Достоевский даёт Раскольникову шанс на искупление греха, то Пападиамандис своей Хадуле — нет. Эта женщина прошла точку невозврата и уже не сможет стать на другой путь. Убийца не сомневалась в совершённом и не смогла бы раскаяться, поэтому Пападиамандис не даёт своей героине надежды на спасение.
Повесть "Убийца" не менее тяжела для прочтения и восприятия, чем роман "Преступление и наказание". Оба эти произведения полны натуралистичных деталей, описания прихода к греху и влияния окружающей среды на то, что происходит в душе у человека. И оба эти произведения являются предупреждением о недопустимости совершения зла, так как за всё приходит расплата.