90-е — эпоха, когда всё было впервые: и джинсы, и реклама, и абсолютная свобода самовыражения. Тогда казалось, что каждая песня — хит, а каждый клип — произведение искусства. Но время беспощадно: то, что вчера казалось дерзким и крутым, сегодня вызывает нервный смех и комментарии в духе "это правда было популярно?!".
Разбираемся, почему эти два трека когда-то считались чуть ли не гимнами эпохи — а теперь вызывают стыдливое "перемотать бы".
Михаил Боярский — "Бизнесмен" (18+)
Кожаная фуражка, серьги, маечка, от которой плачет мужественность — и голос главного д"Артаньяна СССР, поющего в духе модной попсы тех лет. Да, Михаил Боярский в конце 80-х снял и спел настоящую пародию на "новых звёзд" сцены — жеманных, модных, максимально глянцевых.
"Все стали вдруг вешать на себя серёжки, бусы… Это было почему-то модно", — вспоминал Боярский.
Но время шло, и зритель начал воспринимать пародию всерьёз. Сегодня клип "Бизнесмен" смотрят с широко раскрытыми глазами: что это было?! Но если знать контекст — становится ясно: это острая ирония над поп-культурой, которая в итоге сама приняла облик пародии. А ещё — потенциальный вдохновитель Мистера Мазохиста из South Park. Сходство поразительное.
"Унесённые ветром" — "Какао-какао" (18+)
Если бы в 90-е существовал жанр "тёплый пищевой транс", то эта песня стала бы его гимном. Танцевальный бит, абсолютный минимализм текста и припев, повторяющий "какао" почти 50 раз. Просто, липко, навязчиво — а значит, эффективно.
Проект "Унесённые ветром" придумал экс-гитарист "Миража" Дмитрий Чижов. Супруга Татьяна Морозова пела, страна — напевала. Песня играла на дискотеках, в утренних шоу и в умах подростков, которые теперь сами родители — и уже не признаются, что когда-то её обожали.
Сегодня "Какао-какао" — символ беззаботной эпохи, когда мало кто вникал в смысл, но все ловили вайб.
По материалам дзен-канала "Музыка. История, открытия, мифы" (12+).