Когда Александр Овечкин забил свою 895-ю шайбу, перегнав самого Уэйна Гретцки, многие начали вспоминать не только историю НХЛ, но и одну культовую песню (12+), ставшую символом советского хоккея. Та самая, где говорится, что трусы на лёд не выходят.
Историческая шайба в матче с "Нью-Йорк Айлендерс" (6+) вновь оживила память о великой сборной СССР, о временах, когда хоккей был национальной идеей. Сегодня многое изменилось — страна, команды, реалии. Но чувство гордости за соотечественника и уважение к его достижению остаются прежними.
Когда хоккей был делом государственной важности
В Советском Союзе 70-х хоккей значил куда больше, чем просто спорт. Он был ареной идеологического противостояния, а игроки сборной — настоящими героями. В 1972 году прошла знаменитая Суперсерия с канадцами (6+), и советские хоккеисты, которых за границей считали "любителями", буквально ошеломили мир своей игрой.
Пусть победа формально осталась за канадцами, но популярность хоккеистов СССР в родной стране была сравнима с известностью политиков и космонавтов. Матчи смотрели всей страной, мальчишки мечтали быть похожими на Третьяка и Харламова, а записи трансляций пересматривали годами.
"Трус не играет в хоккей": песня, которую знали все
На фоне триумфов родилась песня, мгновенно ставшая гимном поколения. Её исполнял Эдуард Хиль, но первоначально голосом композиции был Вадим Мулерман. Именно его версия звучала на стадионах. Однако после того как певец оказался вне телевизионного эфира, песня обрела нового исполнителя — и уже с голосом Хиля она стала по-настоящему культовой.
Песня говорила простую, но мощную вещь: если уж вышел на лёд, бояться нечего. Речь шла не столько о хоккее, сколько о внутренней силе и характере. Композитор Александра Пахмутова, а также авторы текста Николай Добронравов и Сергей Гребенников уже не раз посвящали свои произведения героям — космонавтам, первооткрывателям, спортсменам.
Пахмутова позже вспоминала, что "Трус не играет в хоккей" родился на фоне мощных побед советской сборной, и отмечала, что в дни трансляций матчей уровень преступности в стране буквально падал до нуля — настолько вовлекающим было зрелище.
Интересно, что Добронравов вдохновлялся не только современными хоккейными баталиями, но и историей. Образ "ледовой дружины" в песне отсылает к временам Александра Невского и знаменитого Ледового побоища. Именно такие параллели придавали тексту эпичности.
Песня сильнее времени
Хиль, несмотря на любовь к футболу, вжился в хоккейный образ легко. Как говорил Владислав Третьяк, эта песня заводила команду, заставляла верить в себя и в победу. Простые, но цепляющие слова Добронравова действовали безотказно.
С тех пор в отечественном спорте не появилось ни одного гимна, который мог бы сравниться с "Трус не играет в хоккей" по масштабу влияния и узнаваемости. Даже название давно стало поговоркой, которую понимают даже те, кто ни разу не надевал коньки.
По материалам дзен-канала "Музыка. История, открытия, мифы" (12+).