Советские афиши и плакаты стали настоящим символом эпохи. В них отражался не только дух народа, но и помыслы художника, который их писал. Самым частым и привлекающим внимание явлением были афиши для советских фильмов. Один только вид такого плаката с героями картины мог привлечь большое количество зрителей в кинозал. Поэтому нанимали только лучших художников, и все картины проходили специальный досмотр. Расскажем, как творилась история кино через афиши.
Афиши советских фильмов были не просто рекламой, а целым искусством. В начале 20-х годов прошлого века их делали в духе революционной эстетики. Часто для этого использовали яркие цвета и различные геометрические фигуры. Иногда такие афиши становились даже популярнее, чем сам фильм.
В то время одними из самых популярных художников были Александр Дейнека, Павел Филонов и Василий Кандинский. В честь последнего сегодня даже назвали одно из приложений искусственного интеллекта, который может по текстовому запросу нарисовать любой рисунок. В работах этих авторов скрывалась особая эмоциональность и динамика. К тому же, важную роль в формировании афишной графики сыграл балет, театр и литература, которые сильно влияли и на кино.
Каждый элемент афиши нёс в себе какой-то смысл, будь то цвет или шрифт. К примеру, красный был символом революции, динамики и страсти. Синий — надежды и гармонии, зелёный — природы и развития. Все эти цвета давали зрителю представление о том, чего ждать на экране.
Кроме того, на афишах часто изображали серпы, молоты или звёзды, которые стал символом советской системы. Если они были изображены, значит в фильме есть идеологическая составляющая.
Художники всегда конкурировали между собой и старались сделать всё, чтобы угодить советской власти. В те времена цензура была максимально строгой и жёсткой. Поэтому только лучшие работы, отобранные специальной комиссией, допускались к печати. Таким образом, каждая афиша отличалась уникальностью и глубоким смыслом.
Настоящим шедевром, к примеру, считается афиша к фильму "Девушка без адреса" (12+). Её создал художник Юрий Непомнящий. При этом, он изобразил героиню такой живой и полной эмоций, что зритель начинал ей сочувствовать едва взглянув на плакат. А, например, афиша к фильму "Бриллиантовая рука" (18+) наполнена яркими красками и определёнными шрифтами для того, чтобы погрузить зрителя в атмосферу веселья новой комедии.
Плакаты отражали суть фильма. Их писали долго и тщательно, поэтому и сегодня некоторые экземпляры продают за большие деньги. Это авторская работа, труд, который сравним с художественным. Поэтому он не будет забыт, хотя эпоха графики прошла. По материалам дзен-канала "Во времена СССР" (12+).