Антон Павлович Чехов — не только великий писатель, но и человек с тонким вкусом к еде. Его гастрономические предпочтения, зафиксированные в письмах, дневниках и воспоминаниях современников, открывают нам интересные подробности, передаёт сайт culture (18+). Чехов любил простую, но вкусную пищу, ценил дачные радости и не стеснялся наслаждаться изысканными блюдами в гостях. Давайте заглянем в кулинарный мир писателя и узнаем, что он ел, что любил и что вызывало у него отвращение.
Любимые блюда Чехова: караси, блины и дачные радости
Известно, что одним из самых любимых блюд Чехова были караси в сметане. Писатель не только наслаждался этим блюдом сам, но и упоминал его в своих произведениях. В рассказе "Сирена" (16+) герой рассуждает: "Из рыб безгласных самая лучшая — это жареный карась в сметане; только чтоб он не пах тиной и имел тонкость, нужно продержать его живого в молоке целые сутки". Видимо, Чехов знал толк в приготовлении этой рыбы и ценил её за нежный вкус.
Ещё одной страстью писателя были блины. Чехов посвятил им почти эссе, в котором с юмором и теплотой описал процесс их приготовления. Он считал, что блины — это "священнодействие", а их вкус зависит исключительно от женских рук. "Мужские блины не блины, — писал он. — Из их ноздрей дышит холодом, на зубах они дают впечатление резиновых калош".
Не меньше Чехов любил дачные радости: свежие ягоды, грибы и варенье. В одном из писем он с восторгом описывал урожай:
"До сих пор никак не можем одолеть крыжовника и малину. Жрем до отвала. Грибов не было, но в августе появились. Ежедневно хожу с братом и приношу множество".
Чехов за столом: сдержанный дома, но щедрый в гостях
Несмотря на любовь к еде, дома Чехов ел мало. Его мать, Евгения Яковлевна, часто жаловалась на отсутствие аппетита у сына: "Антон Павлович ел чрезвычайно мало и не любил сидеть за столом, а все, бывало, ходит от окна к двери и обратно". Однако в гостях писатель позволял себе расслабиться. В письмах он с юмором описывал, как наслаждался изысканными блюдами: "Не могу выразить, сколько я съел свежей зернистой икры и выпил цимлянского! И как это я до сих пор не лопнул!"
Чехов также любил путешествовать и с удовольствием пробовал местную кухню. В 1887 году, остановившись в Славянске, он писал: "...потягиваясь и жмурясь, как кот, я требую поесть, и мне за 30 коп. подают здоровеннейшую порцию ростбифа, который с одинаковым правом может быть назван и ростбифом, и отбивной котлетой, и бифштексом, и мясной подушечкой".
Меню Чехова: от супа с гусем до трюфелей
В своих записях Чехов часто описывал меню, которое ему подавали. Например, в одном из писем он с иронией рассказывает о завтраке: "Утром чай, яйца, ветчина и свиное сало. В полдень суп с гусем — жидкость, очень похожая на те помои, которые остаются после купанья толстых торговок, — жареный гусь с маринованным терном или индейка, жареная курица, молочная каша и кислое молоко".
Однако были и более изысканные блюда. В другом письме Чехов с удовольствием перечисляет: "Селянка из осетрины по-польски, супрем из пулярд с трюфелем, жаркое, фазаны, редька".
Чехов и сладкое: любовь к десертам
Писатель не был равнодушен к сладкому. В письме Марии Киселевой он сожалел о неудачном обеде без десерта: "...приехав домой, я сильно пожалел, что этот путь был обратным: кабинет мой показался мне противным, а обед подали такой (нас не ждали), что я с тоской вспомнил о Ваших художественных варениках".