Роман Льва Толстого "Война и мир" (12+) давно стал классикой мировой литературы. Его изучают в школах, им восхищаются критики, а читатели по всему миру находят в нём вдохновение и глубокий смысл. Однако если бы ветераны Отечественной войны 1812 года могли высказать своё мнение о произведении, их реакция, вероятно, была бы далека от восторга. Для них роман Толстого стал бы не шедевром, а скорее объектом раздражения и даже презрения. Почему? Давайте разберёмся.
- Князь Вяземский: первый критик Толстого
Одним из самых яростных критиков Толстого стал князь Пётр Андреевич Вяземский — человек, который не понаслышке знал, что такое война 1812 года. Участник Бородинского сражения, он едва не погиб на поле боя, потеряв под собой несколько лошадей, но продолжал сражаться до конца. Для Вяземского война была не абстрактным понятием, а личным опытом, полным боли, потерь и героизма.
Когда он прочитал роман, его возмутило, как Толстой изобразил императора Александра I. Особенно князя задел эпизод, где царь якобы раздаёт бисквиты народу, демонстрируя нелепую фамильярность. Вяземский, будучи человеком дотошным, решил проверить источник, на который ссылался Лев Толстой, — мемуары Сергея Глинки. Оказалось, что такого эпизода там нет. Это была чистая выдумка, которую Толстой выдал за исторический факт. Для Вяземского это стало доказательством того, что писатель пренебрёг исторической правдой ради художественного эффекта.
- Ветераны против художественного вымысла
Критике Толстого посвятил целую работу и Авраам Норов — министр народного просвещения, участник войны 1812 года, потерявший ногу в сражении. Его труд под названием "Война и мир" (12+). 1805-1812 с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника" стал настоящим разоблачением романа. Норов утверждал, что писатель Толстой исказил исторические факты, превратив войну в красивую, но далёкую от реальности сказку.
Особенно ветеранов возмущало пренебрежение Толстого к военным деталям. Например, в одной из сцен автор описывает русских улан "в оранжевых мундирах" и французских драгун "в синих". Это выглядело эффектно, но было абсолютно неправдоподобно. На самом деле ни русские уланы, ни французские драгуны никогда не носили такую форму. Более того, в сражении под Островно, которое описывает Толстой, русские уланы вообще не участвовали. Для ветеранов такие ошибки были не просто досадными неточностями — они воспринимались как оскорбление их памяти и подвигов.
- Предательство памяти русской армии
Толстой не только исказил факты, но и переписал характеры известных исторических личностей. Так, Михаил Кутузов в романе предстаёт усталым стариком, лишённым воли и стратегического таланта. Генерал Франц фон Вейротер, напротив, изображён бездарным бюрократом. Однако реальность была иной: Вейротер разрабатывал планы для самого Александра Суворова, а Кутузов был блестящим стратегом, которого боготворили солдаты.
По версии Льва Толстого, победы в войне достигались почти случайно, а ум и талант командующих не играли существенной роли. Для ветеранов, которые проливали кровь на полях сражений, это было неприемлемо. Они знали, что их победы — это результат храбрости, расчёта и железной дисциплины, а не везения или стихийного патриотизма.
Новая реальность, в которую поверил весь мир
В итоге ветераны пришли к выводу, что Толстой создал красивую, но ложную версию событий, которая стала восприниматься как историческая правда. Образ Кутузова из "Войны и мира" (12+) затмил реального полководца, а миф о бессмысленности русской военной стратегии укоренился в сознании читателей. Подвиги настоящих героев оказались в тени, стёртые под натиском литературных фантазий.
Но где же правда? В словах тех, кто сражался, или в таланте Толстого, который решил, что истина должна уступить место красивой истории? Этот вопрос остаётся открытым. Одно можно сказать наверняка: Лев Толстой не просто исказил факты — он создал новую реальность, в которую поверил весь мир. И, возможно, именно в этом заключается сила великой литературы: она способна переписать историю, даже если это вызывает негодование тех, кто её творил.
По материалам дзен — канала "Литрес" (12+).