В Нижнегорском районе Крыма проводили в последний путь бойца Вадима Овчаренко
Читать
Школьный автобус загорелся в селе Русановка Крыма
Читать
На 734 тысячи рублей обманул севастопольца житель Сочи
Читать
Вместо картошки и риса: этот гарнир в 100 раз полезнее, защита от диабета и деменции
Читать
Объявлено о новых запретах для рыбаков с 20 февраля
Читать
Сегодня стыдно слушать 2 песни, а раньше они были мегахитами 1990-х
Читать
В Нижнегорском районе Крыма проводили в последний путь бойца Вадима Овчаренко
11:43
Школьный автобус загорелся в селе Русановка Крыма
11:02
На 734 тысячи рублей обманул севастопольца житель Сочи
10:45
Кемпинги на АЗС планируют установить в Крыму
10:41
РНКБ рассказал о финансовых привычках мужчин накануне Дня защитника Отечества
10:03
С бойцом СВО Дмитрием Коверневым простились в Керчи
09:24
Дорогу на гору Ай-Петри закрыли в Крыму из-за непогоды
09:18
Тайные желания на 23 февраля озвучили мужчины Севастополя
09:03
Заявки на соискание Премии им. Арсеньева идут со всей России
06:00
Вахта Победы: оборонная работа в школах ЕАО
03:15
В Симферополе погасят Вечный огонь
20 февраля, 17:53
Крымчанин меняет верблюдицу-кинозвезду на автомобиль
20 февраля, 16:16
Экс-руководители крымского филиала "Росгранстроя" получили сроки за взятки
20 февраля, 16:15
Простоят полвека: как готовят к ремонту ул. Адмирала Октябрьского в Севастополе
20 февраля, 15:52
В работе цирка Севастополя нашли нарушения
20 февраля, 14:14

Дом уехал вместе с жильцами - такого сегодня не увидишь

Дом уехал вместе с жильцами - такого сегодня не увидишь Natalya Letunova/Unsplash
Дом уехал вместе с жильцами - такого сегодня не увидишь
Фото: Natalya Letunova/Unsplash
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Инженервы Советского Союза славились изобретательностью. Они часто удивляли западных коллег новыми технологиями. К примеру, могли запросто передвинуть целый многоэтажный дом вместе с жильцами, не отключая при этом воду и свет. Но самое интересное то, что жильцы в это время спокойно спали в своих постелях. О том, как это было — в нашем материале.

Градостроительная концепция нередко менялась, поэтому архитекторы могли сделать лишь одно — снести старый дом. Но вместо этого они нашли другой выход — передвинуть его на новое место. Даже если дом весит тысячи тонн. В 1930-е годы совесткие строители начали заниматься именно этим. Благодаря такому новшеству московские улицы увеличили, а исторические здания не снесли. 

Но самый первый "гуляющий" дом появился в 1455 году. Его создал архитектор Аристотель Фиораванти. Он сумел передвинуть колокольню высотой в 25 метров на 13 метров. В России его подвиг повторили уже в 1812 году. Крестьянин Дмитрий Петров перевёз деервянную церковь вместе с прихожанами на 30 метров. Каменное здание по такому принципу передвинули в 1898 году. Такой "переезд" совершил двухэтажный дом на Каланчёвской улице в Москве благодаря инженеру Осипу Федоровичу.

Массово к такому "переезду" в СССР начали прибегать в 1935 году. В тот год был утверждён план по реконструкции Москвы. Власти решили расширить исторические улицы города для чего было необходимо снести старые постройки, в том числе и памятники архитектуры. Чтобы этого избежать создали специальную бригаду из метростроевцве, которые должны были передвинуть здания. Руководил всей работой инженер Эммануил Гендель.

Дома перемещали настолько тихо и плавно, что жильцы порой не догадывались об этом. Они просыпались утром и обнаруживали, что переехали на другую улицу. Инженеры специально не осведомляли жильцов, чтобы кто-нибудь случайно не запаниковал. В одной из квартир даже башня из кубиков, которую смастерил ребёнок, сохранилась после такого переезда.

Технология передвижения предполагала огромное количество сил и инструментов. Для этого требовались гидравлические домкраты, рельсы, паровые двигатели и катки. С помощью всего этого дом отделяли от фундамента и везли на новое место. Перезд осуществлялся за 1-6 дней, а подготовка к нему занимала полгода. За период до войны успели передвинуть 23 дома.

Одним из самых заметных зданий для такой операции стал Моссовет. Теперь там находится мэрия. А одним из последних зданий, которое передвинули, стал МХТ им. Чехова в 1983 году. 

Сегодня практика "переезда" устарела. В современных реалиях дорогу порой требуется расширить за месяц. Поэтому инженерам проще разрушить здание, чем полгода готовить его для сдвига. Времена "прогулок" многоэтажек уже прошли и вряд ли когда-то вернутся, но память о них по-прежнему будет жить на старинных фотокарточках. 

233830
120
12