В ночь на 28 сентября 1994 года в Балтийском море произошло одно из самых трагичных судоходных происшествий современности — затонул паром "Эстония". Кораблекрушение унесло жизни более 800 человек, а самого парома, курсировавшего между Таллином и Стокгольмом, уже не было. Сегодня мы знаем лишь официальную версию событий, но остаются вопросы, на которые до сих пор нет ответов. Каковы были причины крушения? Почему так много людей не спаслось? И почему расследование не получило должного продолжения?
Официальная версия крушения
Официальная версия крушения "Эстонии" была озвучена после длительного расследования, в котором участвовали эксперты из нескольких стран, включая Эстонию, Швецию и Финляндию. По их мнению, причиной трагедии стал мощный шторм, обрушившийся на старое судно, которое в момент крушения находилось в не лучшем техническом состоянии.
Паром "Эстония" был построен в 1980 году, и к моменту трагедии его возраст составил уже 14 лет — немало для судна такого типа. В ночь на 28 сентября скорость ветра достигала 28 метров в секунду, что стало основным фактором, вызвавшим трагедию. Из-за сильного шторма произошло повреждение носового визора — надводной части, которая оторвалась и привела к затоплению. Вследствие этого судно накренилось на 20 градусов и, несмотря на усилия экипажа и пассажиров, спустя час затонуло.
По официальным данным, из почти тысячи человек удалось спасти только 137, в том числе членов экипажа и пассажиров. Вода в Балтийском море была ледяной, и это тоже сыграло свою роль: люди, попавшие в воду, быстро теряли силы. Капитан судна, Арво Андерсен, как и многие члены экипажа, не пытался спастись и погрузился вместе с паромом в холодные воды.
Скандал вокруг расследования и отказ от поднятия "Эстонии"
Что привлекло внимание к этому происшествию, так это отказ властей поднять затонувшее судно с морского дна. Несмотря на многочисленные запросы и предложения исследователей, власти ряда стран подписали соглашение, запрещающее проведения поисковых операций и подъем парома. Этот факт породил множество теорий, включая предположения о скрытых причинах трагедии, связанных с возможными незаконными грузами на борту.
Писатель Олесь Бенюх в своих исследованиях выдвинул версию, что на борту "Эстонии" могли перевозиться опасные материалы, включая 50 кг кобальта и 500 тонн запрещённого белого порошка. По его мнению, груз был подвергнут подрыву, чтобы скрыть улики и избавиться от контрабанды, что, возможно, могло привести к катастрофе.
Некоторые выжившие, в том числе второй штурман "Эстонии" Эйнар Кукк, утверждали, что в момент трагедии они услышали посторонний звук, похожий на взрыв. Эти показания также породили сомнения в официальной версии, и стали основой для многочисленных спекуляций.
Теории и альтернативные версии крушения
Множество теорий вокруг трагедии возникло благодаря отсутствию ясности в вопросах, связанных с расследованием. Некоторые считают, что именно подрыв судна, возможно, с целью скрытия груза, стал причиной его гибели. Эта версия поддерживается не только писателями, но и частными исследователями, готовыми тратить собственные средства на проведение водолазных операций и поиск доказательств.
Другие исследователи отмечают странности в организации спасательных операций. Например, позднее было выяснено, что спасатели не смогли найти тела многих жертв, а сами поиски проводились с минимальными усилиями, что также привлекло внимание общественности.
Некоторые историки утверждают, что "Эстония" могла стать жертвой скрытой политической игры или экономической конкуренции. Однако из-за отсутствия чётких доказательств все эти версии остаются гипотезами.
Трагедия с паромом "Эстония" остаётся одной из самых загадочных морских катастроф XX века. Официальная версия крушения, связанная с сильным штормом и техническими неисправностями, не объясняет всех фактов и вопросов, возникших после гибели судна. А отсутствие дальнейших расследований, отказ от подъёма затонувшего парома и скрытие множества подробностей этой трагедии оставляют пространство для множества теорий и предположений.