Два билета на концерт Лейлы Мурадовой могут выиграть жители Крыма и Севастополя
14:01
Только 34% жителей Крыма считают профессию учителя престижной
13:02
Такая милота: доверчивые и ласковые кошки ищут дом в Севастополе
12:02
Сколько самозапретов на кредиты установили в Крыму и Севастополе
11:03
Комфортную транспортную среду создадут почти за 4,5 млрд рублей в Севастополе
10:01
5 октября в истории Севастополя. Бомбардировка
08:30
Поездка в общественном транспорте займет не более 37 минут в Севастополе
4 октября, 17:01
ДиДюЛя и шансон-парад: кто выступит в октябре в Крыму
4 октября, 16:02
Более 400 кг различных продуктов не допустили на рынки Крыма
4 октября, 15:03
За сколько можно арендовать однушку в Севастополе осенью
4 октября, 14:02
Зооволонтер из Севастополя участвует в международной премии
4 октября, 13:04
Автолавка приедет в села Белогорского района в воскресенье, 5 октября
4 октября, 12:03
В новом сезоне 12 поездов свяжут Крым с шестью городами на материке
4 октября, 11:06
Одним из главных музейных центров страны стал Севастополь
4 октября, 10:01
4 октября в истории Севастополя. Попов и начало войны
4 октября, 08:30

Почему Толстой больше 3-х раз менял финал своего известного романа – финальная рукопись

29 октября 2024, 07:40 Общество #Книжный бум
Лев Толстой ИА SevastopolMedia
Лев Толстой
Фото: ИА SevastopolMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Финал одного из самых известных произведений Льва Толстого, романа "Воскресение" (12+), мог быть совершенно иным. Этот процесс творческих изменений и поисков идеального завершения показывает, насколько писатель был требователен к себе и к своим идеям. Толстой не раз переписывал финал романа, советовался с друзьями и коллегами, и только через многочисленные правки пришел к той версии, которую мы знаем сегодня.

Как создавался финал романа "Воскресение" (12+)

Воспоминания друзей Толстого о процессе создания романа дают нам уникальный взгляд на то, как мастерская литература меняется на протяжении работы автора. В августе 1895 года Лев Николаевич приглашал друзей в Ясную Поляну, где устраивал чтения черновиков будущего романа. Писатель был недоволен первоначальными версиями финала и искал поддержку и советы среди своего окружения.

Первоначальный замысел Толстого предполагал, что главная героиня Катюша Маслова выйдет замуж за Дмитрия Нехлюдова, а затем вместе с ним уедет в Англию, где она будет заниматься садоводством, а Нехлюдов посвятит свою жизнь проповеди религиозных учений. Однако эта концовка показалась слишком натянутой и неубедительной как самому Толстому, так и его друзьям. Композитор Сергей Иванович Танеев, который присутствовал на чтениях, позже писал в своих мемуарах, что друзья убеждали Толстого переделать финал и отказаться от "благополучного" завершения в Англии.

Почему Толстой изменил финал?

Толстой был не только выдающимся писателем, но и философом, чьи идеи о нравственности, религии и социальной справедливости часто пересматривались им самим. В финале романа он стремился показать глубокий внутренний путь главных героев и их духовное возрождение. Счастливое завершение, где Катюша и Нехлюдов начинают новую жизнь в Англии, не соответствовало философии Толстого о нравственном очищении через страдание и покаяние.

Толстой чувствовал, что такая концовка делает историю чересчур романтичной и отвлекает от главной темы романа — духовного воскресения через личные трудности. Его разочарование в первоначальной версии привело к значительным изменениям в судьбе героев.

Итоговый финал: Катюша и Симонсон, Нехлюдов в одиночестве

После многочисленных изменений Толстой решил кардинально изменить судьбу героев. Вместо того чтобы соединить Катюшу и Нехлюдова, он создаёт для Масловой новую линию отношений с политзаключённым Владимиром Симонсоном. Эта пара представляется более уместной, поскольку Симонсон символизирует глубокую духовную привязанность к Катюше и её стремление к новому началу.

Дмитрий Нехлюдов, в свою очередь, отправляется на путь личного прозрения в одиночестве. Этот финал гораздо больше соответствует философским взглядам Толстого, которые акцентируют внимание на идее духовного преображения через отказ от прошлых ошибок и покаяние. Нехлюдов не находит лёгкого счастья, но его путь теперь ведёт к более глубокому пониманию жизни и своего предназначения.

Творческий процесс Толстого

Лев Толстой был перфекционистом и часто переписывал свои произведения, добавляя новые слои философских размышлений и символизма. Изменение финала "Воскресения" (12+) — это яркий пример его стремления к совершенству. Писатель не боялся радикально менять сюжетные линии, если чувствовал, что они недостаточно отражают его мысли и идеи.

231644
120
38