Картины великих мастеров всегда были окружены ореолом загадок и недосказанностей, особенно это касается работ Леонардо да Винчи. Его шедевры всегда поражали своей глубиной и многослойностью, что нередко оказывалось буквально правдой: под слоями краски скрывались удивительные изменения, которые художник вносил по ходу работы. Одним из таких произведений стала "Дама с горностаем" (12+), которая оказалась куда более сложной и интересной, чем предполагали искусствоведы. Новое открытие французского инженера Паскаля Котта с помощью современных технологий пролило свет на процесс создания этой картины и важные изменения, которые вносил сам да Винчи.
Три этапа создания картины
Французский инженер Паскаль Котте в 2014 году использовал инновационную мультиспектральную технологию, чтобы исследовать "Даму с горностаем" (12+) в различных оптических спектрах. Эта технология, известная как LAM (Layer Amplification Method, метод усиления слоев), позволила буквально "очистить" картину от следов времени, лака и реставраций, раскрывая, какие изменения были внесены в изображение.
В результате анализа выяснилось, что Леонардо да Винчи работал над "Дамой с горностаем" (12+) в три этапа, и первоначальная версия картины разительно отличалась от той, которую мы видим сегодня. В первой версии руки женщины были пусты, горностая не было вовсе, и только на следующем этапе зверёк появился в руках героини, но выглядел иначе, чем в финальной версии. Исследования показывают, что да Винчи постоянно пересматривал свои идеи и менял детали, пока не достиг желаемого результата.
Почему Леонардо добавил горностая?
Появление горностая на картине вызывает множество вопросов и интерпретаций. Одной из самых популярных версий является игра слов. По-гречески "горностай" звучит как "гале", что созвучно с фамилией Чечилии Галлерани — женщины, изображенной на портрете. Она была любовницей герцога миланского Лодовико Сфорца, который и заказал этот портрет. Таким образом, горностай мог быть своеобразным символическим намёком на связь Чечилии и герцога.
Существует и другая гипотеза, согласно которой горностай является символом рода Сфорца, тем самым подчёркивая связь герцога с картиной. В средние века горностая также ассоциировали с чистотой и целомудрием, а это, возможно, могло быть важным в контексте портрета Чечилии, которая, по некоторым данным, могла быть беременна на момент создания картины. В таком случае, горностай, прикрывающий живот, мог символизировать честь и уважение, с которыми герцог относился к своей любовнице, даже несмотря на внебрачный статус их отношений.
Интересно и предположение, что горностай мог служить отражением личности самой Чечилии, которая славилась умением управлять своим покровителем и обладала значительным влиянием. Возможно, изображение зверька подчёркивало её власть и контроль над герцогом Лодовико Сфорца.
Открытие, изменившее понимание "Дамы с горностаем" (12+)
Технология LAM позволила искусствоведам увидеть, насколько изменчивым и сложным был процесс создания картины. Паскаль Котте отметил, что да Винчи часто менял своё мнение в ходе работы, добавляя и убирая детали, пока не достигал совершенства. Это открытие свидетельствует о том, что художник не только стремился к внешней красоте, но и к символической многослойности своих произведений.
Факт, что Леонардо переписывал картину в несколько этапов, демонстрирует его перфекционизм и глубокие размышления над каждым элементом. Возможно, он искал идеальный баланс между реальностью и символикой, чтобы не просто создать портрет, а передать историю и многозначность образа.
Как это открытие меняет восприятие творчества Леонардо?
Открытие Паскаля Котта даёт новый взгляд на работы Леонардо да Винчи. Это показывает, что шедевры великого мастера — это не просто законченное произведение, а результат длительного процесса творческих поисков, в котором он не боялся кардинальных изменений и был готов переделывать свою работу ради достижения идеала.
Этот подход позволяет по-новому увидеть не только "Даму с горностаем" (12+), но и другие картины Леонардо. Теперь мы знаем, что великий мастер не только следовал за вдохновением, но и был открыт для перемен в своих работах, стараясь найти баланс между точностью и эмоциональной глубиной.