18 марта 1930 года в доме Михаила Булгакова произошла трагедия. Вечером того дня писатель, разочарованный и разъяренный, сжег черновики своих произведений, включая "Мастера и Маргариту" (12+), "Записки покойника" (16+), два тома "Белой гвардии" (16+) и личный дневник. Этот акт был не просто эмоциональной реакцией, а результатом глубокой творческой и жизненной неудачи, которая настигла Булгакова после того, как Главрепертком запретил постановку его новой трагедии о Мольере "Кабала святош" (16+). Официальные лица усмотрели в пьесе опасные аналогии между тиранией монархического строя и социализмом, что было недопустимо в условиях того времени.
В письме к Правительству СССР от 28 марта 1930 года Булгаков описывал своё разочарование: "Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие". На фоне отсутствия постановок с 1929 года и финансовых трудностей, писатель, казалось, видел в сожжении рукописей единственный выход.
Однако, несмотря на разрушение, Булгаков сумел восстановить "Мастера и Маргариту" (12+) и два других произведения. Как это произошло? Недавние исследования раскрыли два ключевых секрета, которые помогли вернуть к жизни шедевры Булгакова.
1. Секретные записи и сохраненные черновики
Хотя большинство рукописей было уничтожено, две рукописные тетради романа уцелели. Эти тетради стали основой для восстановления романа. В них были записаны ключевые эпизоды и элементы сюжета, которые Булгаков начал восстанавливать в 1932 году. Эти записи сохранили множество деталей и идей, которые могли бы быть потеряны навсегда. Таким образом, эти тетради стали важным источником информации для восстановления текста романа.
2. Секретная поддержка и поддержка близких
Оказавшись в сложной ситуации, Булгаков не был один. Его семья и близкие друзья сыграли важную роль в поддержке и восстановлении утраченных материалов. Близкие помогли Булгакову вспомнить ключевые моменты и восстановить утраченные фрагменты, что позволило ему продолжить работу над романом. Кроме того, его коллеги и друзья в литературной среде предоставили моральную поддержку и помогли наладить контакты, которые были полезны для дальнейшего издания и распространения произведений.
Роман "Записки покойника" (16+) остался незаконченным, так как Булгаков вернулся к нему лишь в 1936 году, однако даже этот неоконченный труд, как и восстановленный "Мастер и Маргарита" (12+) , оставил неизгладимый след в русской литературе. Таким образом, через трудности и сожжение, Михаил Булгаков сумел преодолеть препятствия и сохранить свои шедевры для будущих поколений.