Максим Горький — одна из самых значимых фигур в русской литературе начала XX века. Его произведения, пропитанные духом революции и социальной справедливости, привлекали внимание и вызывали острую реакцию как у читателей, так и у властей. Однако, несмотря на его литературные заслуги, Горький столкнулся с неприятием со стороны царской власти и даже знаменитого Льва Толстого.
В 1901-1902 годах Горький работал над одной из своих самых известных пьес — "На дне" (12+). Это произведение стало знаковым в русской литературе, определив новый жанр социально-философской драмы. Пьеса была посвящена его другу, журналисту Константину Пятницкому. Однако путь к публикации и признанию не был простым.
Во время работы над пьесой Горький находился под постоянным полицейским надзором. Более того, по приказу Николая II его исключили из Академии наук, несмотря на его уже установленный статус в литературных кругах. Решение императора было связано не столько с творчеством Горького, сколько с его политическими взглядами и активной поддержкой революционных движений. Это событие вызвало широкий резонанс среди интеллигенции, и многие, включая Антона Чехова, в знак протеста покинули Академию наук.
Лев Толстой, один из самых влиятельных писателей того времени, также сыграл свою роль в судьбе Горького. Когда Горький читал Толстому отрывки из своей пьесы, реакция классика была далеко не благожелательной. Горький вспоминал:
Он говорил недовольно, видимо, ему очень не понравилось прочитанное мною.
Толстой, известный своей склонностью к морализму и поиску духовных истин, вероятно, не нашел в произведении Горького того, что соответствовало бы его собственным литературным и философским идеалам. Пьеса "На дне" (12+) с её жесткой реалистичностью и изображением низов общества была далека от идеалов Толстого, что и объясняет его прохладную реакцию.
В то время как Николай II считал Горького опасным для государственной системы и пытался ограничить его влияние через официальные институты, Толстой не принимал его произведения из-за их глубокого социального пессимизма. Эти две фигуры — император и великий писатель — олицетворяли собой разные аспекты общества, которые не могли понять и принять новое литературное и социальное направление, представленное Горьким.