Олег Янковский — имя, которое ассоциируется с вершинами отечественного киноискусства. Его роли в "Щите и мече" (12+), "Том самом Мюнхгаузене" (0+) и многих других фильмах стали настоящей классикой, но далеко не все знают, что в его фильмографии скрываются и менее известные, но не менее впечатляющие картины. Одна из таких — "Поворот" (0+) 1980 года режиссера Вадима Абдрашитова.
На первый взгляд, сюжет может показаться типичным для судебных драм: преступление, наказание, поиск правды. Но именно в этой простоте и заключается гениальность фильма. Абдрашитов, в отличие от своих западных коллег, не стремится к драматизации, не манипулирует чувствами зрителя. "Поворот" — это фильм о реальных людях, о сложных жизненных ситуациях, которые не поддаются легкому решению.
Реалистичный киноязык, сдержанная игра актеров создают атмосферу достоверности, втягивая зрителя в историю и заставляя проживать ее вместе с героями. Особо стоит отметить сцену встреча Виктора (Янковского) и Наташи (Купченко) с родственниками покойной старушки. В этой сцене просто невероятная напряженность. Три выдающихся актера взаимодействуют друг с другом так тонко и точно, что порой слышно лишь тишину, и кажется, что в этой тишине звучит много невысказанных слов.
Но наиболее сильное впечатление производит финал фильма. Развязка не приносит героям удовлетворения, а только усиливает их тяжелое положение. В финальной сцене в телефонной будке, Янковский не произносит ни слова, но его взгляд говорит за него. В этом взгляде считывается целая гамма чувств: горечь, разочарование, безысходность. Янковский остается на экране один и в этот момент он невероятно силен.