Николай Васильевич Гоголь, один из величайших писателей в русской литературе, был человеком сложным и загадочным. Его творчество проложило путь новым направлениям в литературе, но не все его произведения были восприняты с восторгом. Мало кто знает, что Гоголь уничтожил не только второй том "Мертвых душ" (12+), но и другие свои произведения, испытывая глубокое разочарование в своем раннем творчестве.
Первое разочарование
Одним из первых крупных произведений Гоголя стала поэма "Ганс Кюхельгартен" (18+), написанная в духе немецкой романтической школы. Опубликованная в 1829 году под псевдонимом В. Алов, эта поэма должна была стать началом его литературной карьеры. Однако, вместо ожидаемого успеха, произведение подверглось жесткой критике. Восприняв этот провал как личную трагедию, Гоголь скупил все нераспроданные экземпляры книги и сжег их, стараясь забыть о своем первом публичном поражении.
Эта неудача оставила глубокий след в душе молодого писателя. Стремясь дистанцироваться от своего провала, Гоголь до конца своей жизни так и не признался, что за псевдонимом В. Алов скрывается он сам. Этот эпизод наглядно демонстрирует, насколько болезненно он воспринимал критику и как сильно стремился к совершенству в своем творчестве.
Загадка последней ночи
Самый известный и загадочный случай уничтожения рукописей произошел в ночь на 12 февраля 1852 года. Гоголь, по свидетельствам современников, провел ночь в молитвах, а затем взял из своего портфеля несколько бумаг и бросил их в огонь. Впоследствии он долго плакал и переживал это событие до конца своих дней.
Многие биографы считают, что в ту ночь Гоголь сжег второй том "Мертвых душ" (12+) — произведения, над которым он работал много лет и которое должно было стать продолжением его великой сатирической эпопеи. Однако, после смерти писателя рукопись второго тома была обнаружена среди его бумаг. Что же на самом деле Гоголь бросил в огонь, остается тайной.
Почему писатель сжигал свои произведения?
Причины, по которым Гоголь решился на столь радикальные меры, до сих пор вызывают споры среди исследователей его творчества. Одни считают, что это был акт покаяния, свидетельство глубокого духовного кризиса писателя, который не смог примириться с несовершенством своих текстов. Другие полагают, что Гоголь считал сожженные рукописи недостойными своего имени и не хотел, чтобы они дошли до читателя.
Так или иначе, эти события подчеркивают внутреннюю борьбу и противоречивость натуры Гоголя. Он был гениальным писателем, но, одновременно, человеком, склонным к самокритике и сомнениям в своих силах. Сжигая свои произведения, Гоголь, возможно, пытался избавиться от того, что считал несовершенным, чтобы освободить путь для новых, более глубоких и значимых творений.