Александр Куприн — русский писатель, чье творчество изучают в школе, но о его жизни известно не так много. Отношение к Куприну долгое время было "особое": он не был советским писателем, а считался "дореволюционным". В 1937 году газета "Правда" (18+) назвала его именно так в заметке о возвращении из эмиграции.
Куприн изначально не планировал становиться писателем. Сын потомственного дворянина, он окончил Московскую военную гимназию и выбрал путь служения Родине. Его армейская юность прошла в Александровском военном училище, где он впервые попробовал писать стихи. Недовольный результатом, он убрал их в стол. Однако его следующее произведение в прозе было опубликовано.
Перед тем как рассказ "Последний дебют" (12+) увидел свет, произошел инцидент: начальство нашло заметки курсанта Куприна и отправило его на двое суток в карцер. После этого Куприн поклялся никогда больше не писать, но обещания не сдержал.
В отставку Куприн вышел в звании поручика в 24 года и начал искать себя. У него не было гражданской профессии и средств к существованию. Он пробовал зарабатывать деньги множеством способов, но часто пускался в авантюры ради интереса. Он успел побывать боксером, землемером, учителем, цирковым борцом, рекламным агентом, шарманщиком, пожарным, актером, конокрадом и даже санитаром в морге. Куприн признавался, что настолько интересуется всем вокруг, что не отказался бы на денек стать лошадью или женщиной, чтобы испытать роды.
Первые рассказы Куприна были опубликованы в 90-е годы. Повести "Молох" (16+) и "Олеся" (16+) привлекли внимание современников-литераторов. Он начал тесно общаться с Иваном Буниным, который помог Куприну "монетизировать" свой талант и получать гонорары за произведения.
В 1905 году Куприн стал центральной фигурой культурной жизни Петербурга. Его повесть "Поединок" имела большой успех, и чтобы послушать ее в исполнении автора, сотни горожан собирались на литературные вечера.
Однако, возможно, ни "Поединка" (16+), ни "Белого пуделя" (6+ ) мы бы не увидели, если бы не первая жена Куприна, Мария Давыдова. Она вышла замуж за отставного военного, когда он только начинал литературную карьеру, и буквально заставляла его работать. Куприн был крайне ленивым писателем, предпочитая светскую жизнь, тогда как "безжалостная Машенька" требовала новых произведений и даже поколачивала его за безделье.
Работа над "Поединком" (16+) шла трудно. Чтобы мотивировать писателя, супруга выставила его из дома и потребовала снять "холостяцкую квартиру", обещая принимать его домой только с новой главой повести. Эта трудотерапия почти сработала: Куприн написал повесть, но отношения с женой окончательно разладились. Они развелись через четыре года после публикации, но перестали общаться значительно раньше.