Сегодня Владивосток, кажется, невозможно представить без этого грандиозного инженерного сооружения. Ровно 11 лет назад в краевой столице торжественно открыли мост через бухту Золотой Рог. На два дня он стал прогулочной площадкой для жителей и гостей города. А уже 13 августа по мосту открыли автомобильное движение. Это событие стало поводом напомнить о том, как возводили развязки и мостовые сооружения в приморской столице — читайте обзор ИА PrimaMedia.
Екатерина Панова. Владивосток прославился своими мостами — Золотым и Русским — построенными к саммиту АТЭС 2012 года. Многие специально приезжают в приморскую столицу, чтобы полюбоваться этими грандиозными сооружениями. Однако помимо Русского и Золотого в приморской столице есть и другие мостовые сооружения, которые выполняют важную функцию — разгружают автомобильное движение.
11 августа 2022 года отмечают 10 лет Золотому мосту. Кроме того, в этот же день был открыт низководный мост, который связал "по воде" Владивосток и Надеждинский район Приморья. О том, как возводили развязки и мосты — в обзоре ИА PrimaMedia.
Казанский мост
Самый старый мост Владивостока — Казанский — был построен в 1928 году. Этот мост знаменит тем, что он стал первым цельнометаллическим сварным понтоном в СССР. Его спроектировал и сварил тогдашний ректор Дальневосточного государственного университета Виктор Вологдин со своими помощниками. Намного позже по такой же технологии был построен цельносварной мост Патона в Киеве.
В это трудно поверить, но согласно записям в документации того времени, Казанский мост собственноручно за 20 дней сварили четыре сварщика. Причем работы выполнялись зимой при 40-градусных морозах и недостатке материалов.
Большим преимуществом цельнометаллической конструкции стала экономичность. В отличие от стандартной клепаной конструкции, на цельносварной мост ушло на 25% металла меньше. Спустя несколько лет конструкцию "одели" в бетон, и сейчас мост мало чем отличается от остальных в городе.
Казанский мост — это мост тяжелого типа пролетом 36,6 метров и общим весом около 300 тонн. Он связывает Эгершельд с остальным Владивостоком. По нему постоянно ездят большегрузы. В середине апреля этого года при въезде на мост установили знаки ограничения максимальной нагрузки на ось. Такая мера принята на весенне-летний период, чтобы избежать разрушения дорожного полотна.
Единственные, пожалуй, "слабые" места моста — это леера, которые ежегодно приходится ремонтировать дорожным службам. В них регулярно влетают не справившиеся с управлением водители.
Рудневский мост
Двухполосный мостовой переход через долину Первой речки был построен в начале 1970-х годов, однако вскоре после возведения его закрыли для устранения недоделок.
Строился мост с грубейшими нарушениями. Высокие 30-метровые опоры строители оставили полыми — без бетона, и оттого склонными к сгибанию. Тогда, в 70-е годы, никто не осмелился взять на себя ответственность и принять в эксплуатацию этот "горе-мост". Так он стоял до 93-го года. А в 93-м году, когда машин стало ездить по Владивостоку в десятки раз больше, тогдашний глава города просто заасфальтировал мост и открыл для движения, несмотря на его опасность.
В середине декабря 2011 года Рудневский мост был закрыт для проведения аварийно-восстановительных работ. Однако во время ремонта состояние мостового перехода вызвало опасения специалистов. К экспертизе были привлечены в том числе и специалисты независимых специализированных организаций, которые вынесли вердикт: ездить по мосту опасно для жизни, в любой момент он может рухнуть вниз. Власти предложили демонтировать конструкцию и построить надежный 4-полосный мостовой переход. Правда, денег на эти цели в бюджете не было, потому зашла речь о финансировании проекта из федерального и краевого бюджета.
У моста был шанс: его хотели реконструировать в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года. Но как говорят, тогдашний губернатор Приморья Сергей Дарькин его вычеркнул из списков. Скорее всего, потому, что к тому времени существовал другой, более амбициозный проект трассы Седанка — Патрокл. Изначально проект предполагал, что объездная дорога пройдет гораздо ближе к городу и даже затронет район Нейбута. То есть у Рудневского моста мог появиться дублер. Однако затем смета трассы Седанка — Патрокл возросла, план пришлось перерисовать и направить строителей в леса, где сейчас и проходит объездная дорога. А Рудневский путепровод так и не получил денег на ремонт.
Чтобы мост не оставался бесхозным, в 2012 году администрация города Владивостока взяла путепровод на баланс и провела аварийный ремонт. Движение по мосту открыли с запретом движения большегрузного транспорта, были даже установлены рамки-ограничители. Однако некоторые водители большегрузов продолжали игнорировать этот запрет и все опасности, то и дело сбивая ограничители и усложняя дорожным службам задачу по содержанию моста.
Дата принятия Рудневского моста в эксплуатацию не установлена до сих пор в связи с отсутствием проектной и исполнительной документации.
В конце апреля 2016 года прокуратура Владивостока совместно со специалистами дорожного надзора ОГИБДД УМВД России, КГКУ "Примуправтодор", управления дорог и благоустройства администрации Владивостока провела очередную проверку мостового сооружения. Были зафиксированы многочисленные разрушения моста, плит и тротуара. В адрес администрации города прокуратура внесла представление с требованиями устранить нарушения. Однако действенные меры к устранению нарушений приняты не были.
Яма на Рудневском мосту. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Как рассказывал в мае прошлого года начальник управления содержания дорог и благоустройства администрации города Владивостока Леонид Вильчинский, у города просто нет своих средств на капитальный ремонт моста. Муниципалитет уже обращался в краевую администрацию, но получил отказ на финансирование, поэтому мэрия до сих пор обходится ямочным ремонтом.
Некрасовский путепровод
Некрасовский путепровод является главной дорожной артерией приморской столицы. Именно он связывает краевой центр и крупнейшие порты региона с федеральной трассой Владивосток — Хабаровск. На протяжении 30 лет (с 1963 года) путепровод блестяще справлялся с этой задачей. Но в 90-х годах машин стало слишком много и встал вопрос о реконструкции путепровода.
Некрасовский путепровод. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Строительство новой развязки началось в августе 2002 года с возведения новой эстакады протяженностью 880 метров — от остановки "Некрасовская" до ТОВВМИ. Работы велись круглосуточно. На объекте задействовали порядка 500 рабочих. Финансировался проект из краевого и федерального бюджетов. Всего на эти цели был выделен 1 млрд рублей.
Когда реконструкцию путепровода закончили, объект поставили на баланс департамента и благополучно о нем забыли. Вспомнили про путепровод 10 лет спустя, когда он уже требовал капитального ремонта.
Многострадальный Некрасовский путепровод. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Ремонтные работы на мосту начались в сентябре 2013 года, и они сразу спровоцировали в городе огромные пробки. Мучились жители Владивостока около месяца. Изначально специалисты хотели провести только капитальный ремонт деформационных швов, однако спустя некоторое время стало понятно, что одними швами ограничиться не удастся. Экспертиза показала, что бетон за годы эксплуатации пришел в негодность, поэтому также строители провели ремонт железобетонных балок жесткости и залили новую бетонную подушку.
Дорожный работник на Некрасовском путепроводе. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Следующий этап ремонтных работ на Некрасовском путепроводе начался летом 2014 года и растянулся на 2,5 месяца. Владивосток, лишенный главной дорожной артерии, "задыхался". Горожане ежедневно застревали в многочасовых пробках по пути на работу и домой. Ремонт путепровода обошелся приморской столице в 37 млн рублей.
Воздушная развязка в районе стадиона "Строитель"
Непосредственно прилегающая к Некрасовскому путепроводу развязка в районе стадиона "Строитель" славится высокой аварийностью и интенсивным трафиком. Летом после обильных дождей здесь постоянно возникает глубокая лужа. Эта часть дороги также находится в ведении муниципалитета.
Последний раз развязку ремонтировали в ноябре 2014 года, что вызывало большие пробки.
Развязка в районе остановки "Фирсова"
Еще одна воздушная развязка на проспекте 100-летия Владивостока находится в районе остановки "Фирсова". Разговоры о ее ремонте начались еще в 2010 году. В процессе реконструкции должны были полностью демонтировать старые конструкции моста и возвести новые, чтобы под ним мог проходить любой транспорт, включая крупногабаритный. Проектом также были предусмотрены дополнительные съезды, в том числе в сторону Постышева, а также расширение проезжей части.
Автомобильная развязка на Фирсова. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Начать ремонтные работы планировали в январе 2011 года. Затем эту дату перенесли, чтобы разработать и утвердить необходимую схему объезда. В марте начались подготовительные работы к реконструкции: строители сделали насыпь и подготовились к переносу инженерных сетей. Однако в итоге ремонтные работы так и начались.
В апреле тогдашний губернатор Приморского края Сергей Дарькин просто запретил начинать ремонтные работы. По его словам, очередная реконструкция могла привести к коллапсу из-за непродуманной организации объезда реконструируемых мест. Стоит отметить, что горожане после вынесения этого решения вздохнули с облегчением, еще свежи в памяти были воспоминания о реконструкции моста через Вторую речку, когда город "задыхался" в многокилометровых пробках.
Путепровод на Второй речке
Один из важнейших и напряженных транспортных узлов Владивосток — путепровод на перекрестке проспекта 100-летия и улицы Русской. Его начали строить еще при советской власти, проектированием и работами занималось управление капитального строительства Владивостокского горисполкома. Такой объект городу был чрезвычайно необходим, без него пробки на перекрестке проспекта 100-летия Владивостока и улицы Русской были даже в 2 часа ночи. Сдали путепровод в эксплуатацию в 1995 году при мэре Константине Толстошеине. Кстати, именно за эстакаду, разгрузившую дорожный трафик на Второй речке, экс-градоначальник получил звание "Заслуженный строитель РФ".
Пешеходный переход под мостом. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
С того времени прошло 20 лет. Капитально путепровод не ремонтировался, специалисты проводили лишь восстановительный и поддерживающий ремонт дорожного полотна. Между тем состояние путепровода вызывает опасения. Бетонные плиты по краям дороги крошатся и осыпаются, ржавеет обнажившаяся арматура, после дождей из межпролетных швов на проходящих под путепроводом пешеходов льется вода.
Путепровод могли реконструировать еще в 2012 году в рамках реализации второго этапа проекта "Реконструкция автомагистрали общегородского значения регулируемого движения в районе станции Санаторная — мостовой переход через бухту Золотой Рог", однако из-за отсутствия финансирования ремонт путепровода так и не был осуществлен.
Гоголевская развязка
Развязка на Гоголя, пожалуй, самая заковыристая дорожная развязка в городе. С одной стороны моста встречаются Некрасовская улица и проспект Красного Знамени, а с другой — проходит улица Гоголя.
Развязка на Гоголя. Фото: РИА PrimaMedia
Мост дружбы Тояма-Приморье, или Гоголевская транспортная развязка, начали строить при тогдашнем мэре Владивостока Викторе Черепкове, а закончили при его правопреемнике Юрии Копылове. Средства в проектирование этого грандиозного строительного объекта вложили участники общества “Тояма — Владивосток”. Они также внимательно следили за ходом его возведения, помогая финансово и необходимыми консультациями. Собственно поэтому мост и получил такое название — Мост дружбы Тояма-Приморье. Однако название у горожан не очень прижилось, чаще все называют его просто Гоголевский мост.
Первая очередь Гоголевской развязки была сдана в 1998 году. Делалась она несколько лет и в несколько этапов.
Развязка на Гоголя. Фото: РИА PrimaMedia
Некоторые архитекторы до сих пор отмечают, что сооружение развязки на месте, где подошло бы простое плоскостное решение, было не слишком экономичным, а также противоречило генплану города. Однако Виктора Черепкова это не смутило.
С момента строительства Гоголевскую развязку еще ни разу капитально не ремонтировали.
Мост на Баляева
Развязка на площади Баляева также является детищем экс-мэра Владивостока Виктора Черепкова. Она была запущена в 1998 году. Строили развязку около четырех месяцев рабочие Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК).
По мнению горожан, да и самих строителей, развязка получилась не совсем функциональной. Мост неудачен своими съездами и заездом со стороны Баляева.
Автомобильная развязка на Баляева. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
По словам Черепкова, произошло это потому, что ему не удалось забрать под строительство территорию китайского рынка, расположенного поблизости. Сами строители говорят, что проект не был реализован до конца: в идеале на Баляева должен был быть подземный переход, а не продуваемый ветрами виадук.
Интересна история строительства Баляевской развязки. Как позже рассказывал Виктор Черепков, проектирование моста на площади Баляева держалось в строжайшем секрете. Для круглосуточного строительства на крышах высоких баляевских домов заранее устанавливали прожекторы под легендой проведения киносъемок. 50 строительных организаций, которые были доставлены на объект, изначально ничего о строительстве не знали. Черепков поставил им задачу круглые сутки работать в три смены, без выходных, и не оставлять технику без присмотра. Однако в Рождество строители решили устроить себе выходной, и именно в эту ночь вся строительная техника была сожжена и уничтожена. Для продолжения строительства пришлось искать средства на новую.
Развязка на Окатовой
Дорожная развязка на Окатовой появилась в рамках создания дороги "Патрокл — мост Золотой Рог". Она развела транспортные потоки, которые раньше сходились на участке кольцевого движения. Однако автомобилисты после завершения строительства остались недовольны. Развязка была не доведена до ума: каждый вечер на повороте на Змеинку выстраивалась большая пробка, в которой стояли и те, кто живет в совсем других районах. Например, на улицах Окатовой, Валентины Терешковой, Бурачка и так далее. Даже просто развернуться на трассе — все равно приходилось пользоваться одним и тем же съездом на развязке или делать большой крюк.
Площадь Окатовая. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
Сложность была и в том, что, заехав на развязку, машины останавливались, ожидая своей очереди, чтобы развернуться. При этом надо было уступить встречным авто, двигающимся сразу с двух направлений. Однако спустя 4 года дорожники преобразили развязку на Окатовой, решив проблему.
Золотой мост
Наверное, самые главные мосты Владивостока, ставшие новыми символами приморской столицы — это Золотой мост и мост на остров Русский.
Работа по проектированию моста через бухту Золотой Рог началась в 2006 году. В апреле 2008 года проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы. На строительство решили задействовать 2 тысячи рабочих. Только 40% из них были россиянами. К строительству моста приступили 25 июля 2008 года. В первую очередь предстояло возвести автомобильный тоннель в районе фуникулера, длина которого равнялась почти 250-ти метрам.
Уже в ноябре 2008 строительство четырехполосного тоннеля вошло в завершающую стадию. В то же время в районе 37-го причала начали возводить восьмую опору — будущий пилон моста, высота которого впоследствии составит 226 метров.
Для строительства мостового перехода потребовалось 192 ванты со сроком эксплуатации 100 лет. Общая длина всех вант составила 42 км. В феврале 2011 пилоны мостового перехода достигли высоты 50-этажного дома. А в июне на мосту начали натягивать первую пару вант.
12 декабря 2011 на одной из главных строек АТЭС произошел инцидент. Сильнейший пожар возник на южной стороне моста. На место выехали 19 пожарных машин. В результате возгорания моста во Владивостоке никто не пострадал. Общая площадь возгорания составила до 500 кв. метров.
28 апреля 2012 года строители завершили стыковку руслового пролета моста через бухту Золотой Рог. Были сварены последние 30 см "золотого шва" главной металлической балки жесткости. Первыми по состыкованному мосту прошлись почетные граждане Владивостока.
Мост через бухту Золотой Рог официально открылся во Владивостоке 11 августа 2012 года. В течение двух дней по нему гуляли пешеходы, а 13 августа по нему пустили первые машины. Изначально передвигаться по мосту пешеходам было запрещено. Но через некоторое время всем желающим разрешили пользоваться специальными дорожками — техническими тротуарами. Однако в 2015 году суд запретил пешеходам передвигаться по мосту. Такое решение вызвало негодование у многих горожан, которые любили там гулять и фотографироваться. Теперь погулять по мосту горожане могут только во время праздников, когда его закрывают для движения автомобилей.
Пожалуй, главная претензия автомобилистов к Золотому мосту — постоянно появляющиеся там ямы. Дорожное полотно местами похоже на стиральную доску. По словам специалистов, постоянное появление ям на мосту связано с сильным потоком большегрузных машин, на которые покрытие не рассчитано.
Отметим, что обслуживанием моста с момента его открытия долгое время занималось ЗАО "ТМК". Когда-то именно эта компания строила мост, но затем появились серьезные проблемы. Сотрудникам начали задерживать зарплату, на руководителей завели несколько уголовных дел и компания в итоге обанкротилась. Действие контракта с "ТМК" закончилось 31 декабря 2015 года, поэтому несколько месяцев мост был на временном контракте с "Примавтодор", а недавно администрация края заключила контракт с АО "Специализированное строительное управление". Несмотря на смену обслуживающей компании, на мосту регулярно появляются ямы, которые также регулярно латают. Из-за этого дорожное полотно со временем стало похоже на стиральную доску.
Русский мост
Вопрос о строительстве моста на остров Русский поднимался еще в первой половине XX века. Первый проект был выполнен в 1939 году, второй — в 1960-е годы. Однако ни тот ни другой проект так и не был осуществлен. Исполнить, наконец, грандиозную задумку помог саммит АТЭС-2012, именно к этому событию начали возводить крупнейший вантовый мост в России, а по некоторым параметрам — и в мире. Тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский в начале октября 2007 года выиграло НПО "Мостовик". Генеральный подрядчик строительства — ОАО "УСК Мост" — был определен 31 августа 2008 года, минуя процедуру тендера.
Рекордный по своим параметрам вантовый мост на остров Русский открылся во Владивостоке для всех видов автотранспорта 1 августа 2012 года. Он был построен в рекордно короткие сроки — за 43 месяца. Открытие движения по уникальному мосту, соединившему материк с островом Русским, стало историческим событием для всего Владивостока и настоящим праздником для горожан. В первую же ночь после открытия жители приморской столицы нарушили все, что возможно: парковались на протяжении всего моста, и даже не в один ряд, вызывая пробку; влезали на перила; фотографировались шумными компаниями и даже распивали спиртное, и устраивали пикники.
Вскоре по мосту на Русский запустили общественный транспорт. Ежедневно пролив Босфор Восточный по нему пересекают около 15 тысяч автомобилей. И в отличие от Золотого моста, дорожное покрытие у автомобилистов там нареканий не вызывает. Русский мост очень быстро и качественно очищают от последствий снегопадов. Стоит отметить, что содержится и обслуживается объект той же компанией, что его и построила — ОАО "УСК МОСТ".
Пилоны моста. Фото: РИА PrimaMedia
Единственное происшествие, которое напугало горожан, произошло в феврале 2013 года. Тогда сразу несколько вант провисли и приняли волнообразную форму. Строители быстро успокоили жителей приморской столицы: оболочка вант на мосту через пролив Босфор Восточный деформировалась из-за изменения погоды.
Примечательно, что высота каждого из двух пилонов Русского моста схожа с высотой Эйфелевой башни в Париже. Также на мосту на момент постройки находилась самая длинная ванта в мире протяженностью 579,83 метра. Общая длина моста 1885,53 метра, ширина 29,5 метров.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Золотой" во Владивостоке: что пережил объект за три года и кто "живет" внутри моста
Обещанного три года не ждут: ТОП заявлений и прогнозов саммита АТЭС-2012 во Владивостоке