Крымские плэнеры, детство, таланты, планы и мечты — всё это стало темой новой беседы со ставропольской художницей Александрой Тарасовой. За последние два месяца Александра успела посетить несколько городов полуострова, изобразить морские пейзажи, получить массу новых впечатлений и опыта, а также придумать новый проект, который коснётся самых красивых мест Ставрополя. Обо всём этом и многом другом читайте в интервью ИА Stavropol.Media.
Мы встретились в мастерской Александры Тарасовой: просторном помещении, выполненном в серо-белых оттенках, с большими окнами и потрясающим видом на центр города. Сразу понятно, что здесь обитает художник: кисти, краски, мольберт, растравленные картины — всё говорило о том, что в этом помещении происходит настоящее творческое волшебство.
— Александра, здравствуйте! Расскажите подробнее об этом необычном месте.
— Я бы его назвала "местом силы художника". В мастерской я творю сама и иногда встречаюсь с заказчиками, приглашаю в гости хороших людей. Не все сюда могут попасть: это место я очень берегу, мне хочется сохранить живущие здесь вдохновение и гармонию. Это моё настоящее, во что я много вкладываю, что хочется беречь.
Это пространство мне хотелось создать светлым, просторным, в белых, кремовых и серых оттенках. Активным пятном здесь выступают только картины — все остальное сдержанное. В городе у нас куча дел, встреч, семейная жизнь — везде суета. А когда я попадаю сюда, я отстраняюсь от всего, что окружает меня в обыденной жизни. Здесь у меня появляется возможность погрузиться в творчество.
Сейчас эта мастерская наполнена новыми картинами, которые я привезла из своих путешествий. Меня не было в Ставрополе два месяца.
— Где Вам удалось побывать за это время?
— Я приняла участие в четырёх проектах подряд. Полтора месяца мне посчастливилось провести в Крыму, после я перебралась в Тамань.
Первый пленэр проходил в Симеизе. Там на две недели собрались художники со всей России. Мы жили прямо на берегу моря — моя веранда вела к нему, и я всё время слышала шум волн. Часто приходилось работать на веранде: это было начало апреля, стояли холодная погода и дождливые дни.
Оттуда я перебралась в Форос. Там прошёл "Третий весенний академический Форосский пленэр — 2023" при поддержке Российской академии художеств (0+), который собрал профессиональную команду. Меня пригласил поучаствовать художник и куратор группы Игорь Шипилин. По итогам пленэра удалось сделать большую выставку.
Третьей точкой моего путешествия стал Севастополь, где прошёл XXVI традиционный "Севастопольский пленэр" (0+). Мы поселились в арт-отеле, где нам выделили мастерские. В Севастополе я с большим удовольствием работала в бухте Стрелецкая, а так же в музее под открытым небом Херсонес-Таврический. Иногда я ездила в Балаклаву, которая мне очень нравится — местная Венеция.
После Севастополя я перебралась в Тамань, где работала две недели.
Все пленэры, как и все города, были очень интересными. Они оставили много впечатлений и многому меня научили. Я очень люблю Крым, он меня вдохновляет. Несколько лет подряд приезжаю туда для работы. В этот раз я привезла много картин с морской тематикой, лодочками, крымской архитектурой, белокаменным Севастополем. В Тамани мы работали в винодельни: это позволило нам увидеть настоящий бондарный цех, где мастерят бочки.
Большая часть работ уже находится в студии: забрать все сразу не было возможности. Сейчас я смотрю на них и анализирую — что получилось, а что нет. Уже можно понять, какие работы являются жемчужинами этого пленэра. А итогом, конечно, будет новая выставка. Я уже получила приглашение от галереи "Паршин". В сентябре мы покажем жителям и гостям города новые работы.
— Каково было вернуться домой после такого долгого периода жизни на полуострове?
— Возвращаться в Ставрополь, в свой родной город, всегда приятно. Два месяца подряд я писала картины каждый день, поэтому первые две недели не делала вообще ничего. Только картины сразу расставила, хотя ещё даже чемодан до конца не разобрала.
Сейчас уже я вернулась к работе. Мне хочется заняться городским пейзажем. Как так — я ставропольский художник, но все пейзажи у меня из других мест?
Я приступила к работе над новым проектом, который связан с нашим городом. После я сделаю камерную выставку из серии пейзажей о Ставрополе.
— После возвращения в Ставрополь Вы поучаствовали в фестивале "Белая акация" (6+). Какие впечатления он оставил?
— Да, мы с моими учениками решили стать участниками этого события. Группой мы выступали в первый раз, а я участвую в этом фестивале каждый год.
Это очень здорово, когда горожане и гости Ставрополя могут увидеть такое скопление творческой энергии в одном месте. Ты заряжаешься, встречаешь много знакомых. А самое главное, люди понимают: вот они — художники. Они есть, они работают, и интересно смотреть, как они с чистого листа создают картину.
Я надеюсь, этот фестиваль будет продолжать жить. Он многим полюбился.
— Александра, расскажите, с чего началось Ваше увлечение творчеством? Любили ли Вы в детстве рисовать?
— Да, конечно. Все дети рисуют, я не знаю ни одного ребёнка, который бы не рисовал. Просто потом они вырастают и уходят в другие увлечения, получают профессии. Художниками становятся далеко не все.
Единицы могут сохранить свою "детскость". Ведь художник — он как ребенок. Сохраняет свою способность воспринимать мир с широко раскрытыми глазами, удивляться и восторгаться. Без этих ощущений невозможно создать картину и тронуть зрителя. В первую очередь увиденное до глубины души должно впечатлять тебя самого.
Я любила рисовать с самого детства. Как многие дети, я посещала много кружков, у меня практически не было свободного времени. Я ходила в ИЗО-студию, после неё бежала в театральный кружок, потом на хореографию, потом на скрипку. Но в какой-то момент я поняла, что больше не хочу играть на скрипке или танцевать. Я хочу рисовать.
Я помню, что у меня была разрисована спинка кровати, были рисунки и на обоях. Я рисовала на всём и всем, что попадало под руку: в моём детстве мне не покупали наборы красок и кисточек. Были только цветные карандаши и простая акварель.
Потом одна из моих одноклассниц рассказала, что она ходит в художественную школу. Я пришла домой и говорю: "Мам, а ты знала, что у нас есть художественная школа? Я очень хочу там учиться". Мы взяли все рисунки, которые у меня были, и я поступила. В обычной школе я училась не очень хорошо, а в художественной у меня были одни пятёрки, всё получалось и очень нравилось. У нас была замечательная учительница Ирина Леонидовна Корниенко.
Когда я закончила художественную школу, я решила, что хочу поступать в художественное училище.
— Как к такому решению отнеслись родители? Не говорили, что нужно получить более серьёзное образование?
— Говорили. У меня семья не творческая — династии художников у нас нет. Мама хотела, чтобы я была бухгалтером или юристом — профессии интересные, но более приземленные. Но я продолжала настаивать на своём, была очень упертым подростком.
Я сказала: "Мам, я решила и решения своего не изменю. Пожалуйста, будь на моей стороне, поддержи меня. Ты не пожалеешь".
У меня всегда было осознание, что поскольку у меня нет папы или дедушки-художника, мне нужно получить хорошее классическое художественное образование. В общей сложности, у меня ушло на это 5 лет художественной школы и 5 лет художественного училища.
После этого я попробовала поступить в академию в Питере — не получилось. Тогда мой будущий муж переманил меня в Краснодар. Там я проучилась несколько лет — это было важное и запоминающееся время. В Краснодаре я вступила в Союз художников, там прошли мои первые персональные выставки. С юга мы переехали в Екатеринбург, где я закончила факультет "монументально-декоративное искусство" (мастерская Михаила Житникова и Бориса Клочкова) Уральской архитектурно-художественной академии.
Учиться пришлось много, но даже это образование не дало возможности стать художником. Я вернулась в Ставрополь с полным непониманием, что мне делать дальше.
Автопортрет в мастерской Матисса. Из серии. Фото: Александра Тарасова
— Не было мысли остаться в другом городе?
— Я думала остаться в Екатеринбурге. Там у меня была своя мастерская, и я комфортно себя чувствовала. Мне очень понравился город, я блестяще защитила диплом. Но в Ставрополе остались мои родные люди — муж, мама, брат и сестра.
Там были хорошие перспективы, но близкие люди дороже любых перспектив.
— О чём вы мечтали во время обучения, как видели себя в будущем?
— Я училась на бюджете — другого моя семья не могла себе позволить. И мечтала, что профессия позволит себя обеспечить.
Я помню, как ехала в трамвае, смотрела на проезжающие мимо автомобили, и мечтала, что когда-нибудь тоже буду так ехать, сама. Пришло время. Сейчас, когда я еду за рулём, часто ловлю себя на мысли, что я выросла, стала художником и еду на своей машине, на которую я заработала своим талантом. Я смогла воплотить свою мечту.
Я думаю, что если это твоя профессия — ты должен зарабатывать. Это не хобби. Был период, когда меня просили дарить картины. Но художники не получают зарплату. Это объясняет то, почему многие становятся преподавателями — чтобы был стабильный заработок. Но преподавание не было моей целью в жизни. У меня есть несколько камерных групп, но я — художник. На творчество нужно время, и я даю его себе . Не хочу, чтобы мне надо было выбирать — или то, или то.
— На Ваш взгляд, настоящим художником может стать только танатливый человек? Достаточно ли одного таланта для успеха?
— Талант существует, но роль играют и способности к обучению. Со мной в группах всегда было много детей и подростков. Некоторые были талантливее меня, но они не могли усидеть на месте, или что-то их увлекало больше. А были ребята с более скромными способностями, но они имели большое желание, усидчивость, старание, внимательность. И в итоге они нарабатывали больше многих других.
Я убеждена, что художником может стать человек, у которого это — призвание. Иначе ты с этой дороги уйдешь раньше.
Я с детства откуда-то знала, что я — художник. И даже говорила об этом маме. Но в детские годы мои слова всерьёз никто не воспринимал. Мне всё время приходилось убеждать всех, что мне это нужно. Родители мне говорили: "На что ты будешь жить? Все художники бедные".
Есть стереотип, что художник — непричесанный и бедный человек, находящийся немножко подшофе. Но я воспринимала эту профессию по-другому. Для меня художник виделся красивым человеком, одетым со вкусом, вокруг которого всё красивое.
В детстве я представляла, что идет девушка, еле касаясь земли, почти летит. Она очень красивая, у неё из карманов торчат кисточки, она может нарисовать любую картину. И вокруг неё цветочки распускаются.
Главный посыл был в том, что и этот человек прекрасен, и вокруг него все прекрасно, и все, к чему он прикасается, становится красивым.
Александра Тарасова. Фото: Из личного архива Александры Тарасовой
Когда я выросла, я столкнулась с множеством ситуаций. Увидела, что в этой профессии бывают разные люди. Но своего оптимизма я не потеряла. Мне подумалось: "Почему я должна смотреть на кого-то? Я вижу другой образ". Я смогла не потерять веру в профессию и в себя. В определенный момент родители смирились и меня поддержали.
— С какими трудностями Вам пришлось столкнуться, когда Вы вернулись в родной город?
— Сначала я перевелась в наше отделение Союза художников и встала в очередь на мастерскую.
В Союз художников я вступила как художник-график, станковая живопись в годы обучения не была моим профилем. Но я столкнулась с тем, что в Ставрополе нет заказов на такое искусство. Например, дипломная работа у меня была про витраж, я занималась мозаикой. А здесь этим никто не интересовался.
Поэтому я перешла на станковую картину. Она мне давалась тяжело: я училась другим приёмам и совсем другому мышлению. Но с каждой новой работой я всё больше понимаю в этом искусстве. Но также понимаю и то, что учиться этому я буду всю жизнь.
Александра Тарасова. Фото: Василий Дейнека
— Вам бы хотелось когда-нибудь проиллюстрировать книгу?
— У меня есть такой опыт. Я стала иллюстратором трёх произведений. Первая книга была детской, на стихотворения ставропольской поэтессы Елены Гончаровой. Вторая — "Женщины 21 века" (18+) ставропольского журналиста и писателя Адама Кешера.
После этого ко мне обратился автор острых эссе — я хохотала, когда их читала. К каждому произведению я создала июллюстрации. Книга должна выйти в этом году.
Мне нравится заниматься иллюстрацией. Я очень люблю графику и уделяю много внимания рисунку. Книжная иллюстрация — меньшего размера, но очень интересная. С помощью минимума средств можно выразить много множество оттенков эмоций и чувств.
— Расскажите про своих учеников. Кого Вы обучаете, как стать Вашим подмастерье?
— Я работаю с детьми от 10 лет. Есть у меня и старшая группа, где нет верхней границы по возрасту. Эти люди наработаны годами: кто-то занимается и 7 лет, а кто-то пришёл недавно.
Я работаю в камерных группах — по четыре ученика. Это помогает уделять время каждому и не терять качество. Если там появляется место, я могу взять кого-то нового. Желающие есть всегда. С новенькими я разговариваю, рассматриваю их работы. Бывает, что человек уходит через полгода занятий или после школы меняет профессию. Некоторые и в художественные училища поступают. А есть те, кто приходит для души, для себя.
— Чем Вы занимаетесь в свободное от творчества время?
— Я обожаю верховую езду. Мы с мужем занимаемся уже больше трёх лет. Мой конь не прыгающий, только рысь и галоп. А мой муж уже участвует в соревнованиях по конкуру. Мечтаем о своей лошади.
Ещё я с юности увлекаюсь йогой. Всегда говорю, что спорт — это не мое, но йога мне идеально подходит. Недавно я увлеклась гвоздестоянием. Мне понравилось, интересно.
— Видим, что вы очень любите лошадей! А есть ли у Вас дома домашние животные?
— Да, у нас живёт кошка Яшма. Раньше были еще один кот и собака.
Яшма очень хорошая, любопытная и ласковая. Мы взяли её в приюте, куда она попала, упав с пятого этажа. У нее были спицы в лапках. Она прихрамывает, но мы её вылечили. Яшма очень любвеобильная. Мы ее называем "любовный террорист": она все время просится на ручки, мурчит, обнимается. Она член нашей семьи.
— Какие у Вас планы и мечты на ближайшее будущее?
— Планов много. Выставки и пленэры намечены на весь год, есть и различные творческие идеи.
Если говорить о других планах, я бы хотела стать мамой. Я считаю, это большое счастье, которое раскрывает женщину по-новому. А поскольку я художница, это раскроет меня и как художника с новой стороны.
Ещё я сплю и вижу, как скачу на лошади по морю, немного цепляя воду. Мне кажется, это безумно круто! А ещё мечтаю полететь на плэнер на своём самолёте. Я представляю себе, как залетаю в разные города, беру своих любимых друзей-художников, и мы вместе отправляемся писать картины. А что? Когда-то, сидя в трамвае, я мечтала ездить на своём автомобиле. А сейчас мечтаю о самолёте.
— Какое напутственное слово Вы бы могли сказать начинающим художникам? С чего стоит начинать?
— Не стоит ждать, пока тебя позовут в проекты — могут не позвать никогда. Я бы посоветовала молодым художникам активно участвовать во всех возможных выставках, активно продвигать себя в социальных сетях, работать много и разнообразно: как в мастерской, так и на пленэрах. Полезным будет найти наставника среди старших художников, чтобы прислушиваться к их мнению и опыту.
Пока мы учимся, у нас есть преподаватели. А когда учёба заканчивается, все исчезают. С кем мне советоваться? Куда нести рисунки? Было бы здорово, если бы старшие художники брали кураторство над младшими.
В Ставрополе есть проект "Вечерний рисунок" (0+). Каждую среду мы собираемся в Союзе художников: и старшее поколение, и молодые авторы. Сейчас мы затронули тему преемственности и вместе создаём долгосрочный проект — пишем портреты художников старшего поколения. У нас есть возможность общаться.
У всех бывают моменты затишья, когда никто ничего не покупает, и кажется, что ты никому неинтересен. В это время важно не останаливаться и продолжать работать. После ночи всегда наступает утро.
В работах Александры Тарасовой слились море, маковые поля, церквушки и большая любовь к Родине